Надежда Ивановна ТУРКЕВИЧ, окончила Лоевское педагогическое училище, затем Мозырский пединститут. Начинала работу учителем белорусского языка и литературы в Иванищевичской базовой школе. В гимназии преподаёт белорусский язык и литературу с 1980 года, учитель высшей квалификационной категории. С 1997 по 2016 годы работала заместителем директора по воспитательной работе. Подготовила плеяду победителей Республиканских олимпиад и конкурсов.
-Надежда Ивановна, трудно ли быть учителем?
Я очень люблю свою работу, не представляю своей жизни без белорусского языка и литературы. А работать с детьми очень непросто, но интересно, и увлекательно, и очень ответственно. Наша профессия требует постоянной работы над собой. Учитель не только делится своими знаниями, но и постоянно учится сам: нельзя отставать от своих воспитанников!
-Вам приходилось организовывать встречи учащихся с белорусскими писателями? Эти встречи повышают интерес школьников к белорусскому языку и литературе?
Конечно. Я уверена, что мои учащиеся не забудут встречи с сотрудниками литературно-мемориального музея имени Якуба Коласа, писателем Владимиром Липским, а также с Софьей Шах и Изяславом Котляровым. Считаю, что живая встреча с известными людьми очень нужна всем учащимся, а тем, кто интересуется предметом глубоко, она просто необходима. Такие встречи вызывают у учащихся неподдельный интерес, они расширяют кругозор детей, обогащают их духовно. А ещё способствуют подготовке гимназистов к олимпиаде по белорусскому языку и литературе и к риторическому конкурсу «Гавары са мной па-беларуску», ведь в результате таких встреч появляются устные высказывания учащихся на тему: «Слова пра любімага пісьменніка», «Мой любімы твор», «Сустрэча, якая запомнілася». И, как итог, - победы на конкурсах риторов и предметных олимпиадах.
-Произведения каких современных белорусских писателей Вы читаете с удовольствием?
Очень люблю перечитывать Василия Быкова и Владимира Короткевича, с удовольствием знакомлю учащихся с историческими повестями Леонида Дайнеко. Нравится документальная проза Светланы Алексиевич, интересны новаторские жанры в поэзии Алеся Рязанова; своеобразна, с моей точки зрения, подача материала в романе Виктора Мартиновича «Мова». Сейчас знакомлюсь с творчеством Сергея Песецкого, читаю его роман «Пятый этап».
-Вы согласны с мнением, что напрасно исключены из программы роман в стихах Нила Гилевича «Родныя дзеці» и сатирический роман Андрея Мрыя «Запіски Самсона Самасуя»?
Мне очень нравится роман «Родныя дзеці». Проблемы преемственности поколений, исторической памяти, ответственности за свою семью, Родину и планету очень актуальны сегодня. Мне кажется, лучше Нила Гилевича не скажешь:
Мы - тройчы дзеці ў вечным крузе:
Мы - дзеці роднае сям'і,
І - дзеці Маці-Беларусі,
І - дзеці Матухны-Зямлі.
Трайны ён, круг, ды недзялімы:
Бо сёння - як ні паглядзім –
А лёс Дзяцей, і лёс Радзімы,
І лёс Планеты - лёс адзін.
Сатирический роман Андрея Мрыя “Запіскі Самсона Самасуя”, с моей точки зрения, просто невозможно было изучить за два урока литературы, которые отводились учебной программой 10 класса на это произведение.
-Исследовательский центр ИПМ сделал печальный вывод, что в нашей стране по рейтингу заинтересованности в предмете на последнем месте находится белорусский язык. Как Вы думаете, почему?
Я не совсем согласна с результатами данного исследования. Но доля правды в этом есть уже хотя бы потому, что, говоря о родном языке, я вынуждена отвечать на вопросы, поставленные на русском языке. В ответ предложу почитать Франциска Богушевича. В предисловиях к своим сборникам поэзии он изложил взгляды на белорусский язык як на мову «нам ад Бога даную», «для нас святую». Ф. Багушэвіч лічыў мову «адзежай душы», асновай існавання нацыі, клікаў шанаваць родную мову, «каб не ўмерлі».
-Социолог исследовательского центра ИПМ Дарья Урбан считает, что отличникам и хорошистам в школе особенно не хватает знаний. Прежде всего, потому, что программы одинаковые, а «школьный паровоз идет за слабым учеником». Вы с ней согласны?
Нет, не согласна. Программы действительно одинаковые, но плоха та школа, руководитель которой направил «школьный паровоз за слабым учеником». В любой школе достаточно возможностей, чтобы отшлифовать и расширить знания, полученные на уроке. Факультативные, дополнительные, стимулирующие и поддерживающие занятия дают возможность поработать с учеником дополнительно, повторить и углубить полученные знания, ликвидировать пробелы, подготовить к предметной олимпиаде или ЦТ. Было бы желание работать. Но, чтобы повести за собой ученика, сначала нужно его заинтересовать, увлечь, организовать работу так, чтобы он поверил педагогу. И не подвести своего воспитанника!
-Справедливо ли, что часто учителей-филологов принуждают ставить с учащимися спектакли, ведь учитель и режиссёр – разные профессии?
Профессии разные, но очень близкие, да и цель, по-моему, одна – научить ребёнка, подготовить его к дальнейшей жизни, способствовать его профессиональному выбору. Действительно, учителя ставят с учащимися спектакли, но, думаю, спектакль, поставленный по принуждению, просто не получится. Уверена в том, что творческий потенциал педагогов огромен, а постановка спектакля способствует его раскрытию и у учителя, и у его воспитанников. Причём, победы театральных коллективов гимназии – яркое тому доказательство. Кроме того, многие учителя прекрасно рисуют, вяжут, поют, занимаются танцами, спортом, участвуют в работе театральных коллективов города.
-Почему большинство учащихся при подготовке к ЦТ прибегают к услугам репетиторов?
По-моему, в этом нет ничего страшного. В старших классах крайне мало уроков языка (в выпускном классе 1 урок в неделю, 35 уроков в год; из них 7 часов отводится на контрольные работы). Факультативные, поддерживающие занятия, к сожалению, тоже не снимают проблему. Учитель просто не успевает на занятиях повторить, углубить и систематизировать материал, который изучался на протяжении пяти лет (5-9 классы).
-Один из выпускников гимназии получил Диплом I на Республиканской олимпиаде по белорусскому языку. Но ведь он собирался поступать и успешно поступил в медицинский институт! Может, полезнее для него было бы на повышенном уровне изучать химию или биологию?
Невозможно заставить учащегося полюбить предмет и поверить учителю, несколько лет изо дня в день заниматься изучением белорусского языка и литературы на углублённом уровне, а потом успешно конкурировать с лучшими учащимися республики. Здесь важны желание и целеустремлённость самого ребёнка. Кстати, этот ученик, не только стал победителем республиканской олимпиады, но и блистательно сдал тестирование по всем предметам. А позже, уже будучи студентом медицинского университета, он продолжал заниматься любимым предметом и посещал курсы белорусского языка.
- Какую литературу Вы посоветуете изучить учащимся для успешной подготовки к сдаче ЦТ по белорусскому языку?
Сегодня нет проблем в приобретении литературы для подготовки к ЦТ. Для самостоятельной подготовки абитуриентам предлагаются тесты республиканского института контроля знаний с ответами на все задания, пособия и справочники, в которых материал составлен в соответствии со школьной программой и новыми правилами белорусской орфографией.
Г. А. Капецкая
Опубликовано в газете «Ранак+» 12.09.2018г.