A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

alt

Татьяна Васильевна  Якимова, окончила ГГУ, в гимназии работает с  2005 года

Учитель и ученик растут вместе (Конфуций) 

 - Почему Вы выбрали профессию учителя русского языка и литературы?

На уроках  по крупицам открывала для себя некоторые философские "премудрости" (как  известно, всё гениальное просто), помогающие раскрыть жизненные загадки и наполняющие меня уверенностью, что ими надо обязательно поделиться с как можно большим количеством людей.

 - Вы – выпускница гимназии. Трудным ли было «превращение» из ученицы в коллегу своих  бывших педагогов?

Во-первых, выражаю благодарность моим наставникам за теплоту, сердечность и неожиданную заботу,  которую я ощущала всегда  в стенах гимназии и за её пределами, а также за веру  в мой потенциал, а ещё за их, как оказывается, гордость за меня. Что касается "превращения":  этот процесс был захватывающим, потому что  ощущался  изредка и внезапно (чаще приходилось работать и общаться с детьми). Но обретение новой социальной роли позволило  взглянуть на себя с другой стороны и активизировать некоторые  деловые и  профессиональные качества.

 - У филолога невозможно не спросить о любимом писателе и поэте. Так кто учит и вдохновляет?

С писателями я в таких же отношениях, как и с настоящими друзьями: нельзя  выделить  более или менее близких, более или менее вдохновляющих. Их присутствие в нужное время и в нужном месте - одно из составляющих моего бытия. И скорее учат не авторы, а их герои, вдохновляют не таланты, а эмоции, рождающиеся "как брызги из фонтана, как искры из ракет". Если всё же если называть имена, то это, несомненно,  Цветаева,  Куприн, Бунин, Чехов,  Достоевский, Тургенев,  Лермонтов.

 - Когда-то мы жили в «самой читающей стране мира», а сейчас большая часть молодёжи не любит читать. Что делать, чтобы опять стали «читающей страной»?

Ответ кроется в вопросе. Ведь никуда не делись люди, живущие в "самой читающей стране мира", и не отказались от своих пристрастий и, я бы сказала больше, привили эту привычку последующему поколению. Если же не у всех из них получилось,  то  как раз-то и можно рассчитывать на учителей, неравнодушных, талантливых и творческих. Статистика показывает, что современные дети, подростки и взрослые все-таки читают книги, но несколько в ином формате – в электронном. Другой вопрос: что именно они читают. И опять многое зависит от целей педагога, от того, как он заинтересовывает и мотивирует учащихся. Впечатлить, увлечь  и стимулировать учащихся гимназии помогает  проведение  викторин, конкурсов, конференции, создание видеороликов, буктрейлеров по книгам.

 - Так ли уж безобидны опусы Дарьи Донцовой и тому подобное чтиво?

Современный читатель  от книги ожидает релакс. Чтение книги – это труд. Труд ума и тела. А люди хотят развлечений, то есть хлеба и зрелищ. И в этом трудно их упрекнуть. Как отмечают специалисты, в современной литературе усиливается тенденция к стиранию границ  между литературными жанрами ("женский детектив"?) реалистическими и нереалистическими направлениями, литературной и внелитературной тенденцией, интеллектуальной и массовой литературой.

Сегодня литературный процесс превратился в бизнес, мало чем отличающийся от прочих видов бизнеса. Поэтому можно встретить (всё у той же Донцовой) вживление в ткань художественных произведений оплаченных рекламных сообщений. Я ничего не имею против развлекательной литературы – она тоже нужна. Но весь вопрос, чего должно быть больше: литературы для отдыха или литературы для размышлений?

 - Одна из Ваших учениц получила 100 баллов на ЦТ. Как удалось добиться такого высокого результата?

Не секрет, что успех и достижения наших учащихся - это упорная, кропотливая работа целой команды. А поскольку Марина Огородник всегда отличалась  трудоспособностью, мотивированностью на высокий результат, то и работать с ней было в удовольствие. Высокую планку эта ученица поставила ещё на экзамене - работа была безупречна. А 100 баллов на ЦТ - логическое завершение упорного труда ученика и подтверждение качества работы учителя.

 - Почему, кроме профессии учителя русского языка и литературы, Вы получили ещё и вторую специальность психолога?

Психологические знания необходимы людям различных профессий, но особенно в сфере "человек-человек". Работа с детьми – это, конечно, увлекательное, но  очень сложное занятие: чтобы воспитать ребенка, помочь раскрыться его таланту, нужно приложить много усилий. А без  знаний в области психологии  этого сделать невозможно. Часто  подросткам, которые чувствуют себя непонятыми в своем окружении и семье, страдают от недостатка уверенности в себе, испытывают затруднения в общении со сверстниками, сомневаются в своих способностях, боятся будущего и т.д., требуются консультации. Когда я работала педагогом-психологом, консультировала лишь самых "смелых". У учителя все дети как на ладони и шансы предотвратить или вовремя заметить их «минуты душевной невзгоды»  возрастают. Не могу не отметить, что на городской научно-практической конференции  моя подопечная (впоследствии студентка психологического факультета) заняла второе  место с работой, которую использовала для написания курсовой. 

 - Вы уже несколько раз получали дипломы за  поставленные Вами ученические спектакли. Чтобы добиться успеха в этом деле, надо быть одновременно режиссёром, костюмером, гримёром, литературным редактором, сценографом и суфлёром. Вы же ещё и мама двух сыновей, и классный руководитель. Как на всё хватает времени?

Перечисленные профессии, по моему мнению, являются ежедневными привычными ипостасями современной женщины-мамы, тем более, если она ещё и учитель. Уроки тоже своего рода  мини-спектакли. Вспоминается  Чехов - драматург: "Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай". 

 - Что Вам труднее, как классному руководителю: организовать работу с учениками или с их родителями?

Труднее классному руководителю не иметь помощника-секретаря: ведение бумажной отчётной документации отнимает много времени. Представить свою работу без регулярной доброжелательной помощи родителей невозможно. Если выполнять свои обязанности с душой и сердечной теплотой, то результат не заставит себя долго ждать.

 - Что нужно сделать для того, чтобы повысить престиж профессии учителя? «Вы знаете, мне по-прежнему верится:

Пока крутится наша Земля,
Главным достижением человечества
Будут всегда учителя!
В учителе — мудрость талантливо-дерзкая,
Он солнце несет на крыле… 
Учитель — профессия дальнего действия,
Самая главная на Земле!» (Роберт Рождественский)                                              

Повышение престижа профессии учителя – это задача всего общества. Чем больше мы будем знать о наших замечательных педагогах, об их инновациях, видеть достойные примеры из жизни педагогов, тем глубже закрепится положительный образ учителя в нашем обществе. Мне посчастливилось учиться у таких учителей, а затем сотрудничать с теми, среди которых есть креативные, ответственные люди.

Г.А. Капецкая,   учитель гимназии