A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Ольга Павловна Люндышева окончила Мозырский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской. Начала работать учителем начальных классов в школе №7 в 1991г. (с 1997 года – ГУО «Гимназия г. Светлогорска»).

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь. (Л.Н. Толстой)

• Почему Вы выбрали профессию учителя начальных классов?

– Учитель начальных классов – профессия особая. Большая ответственность и большая любовь: прежде всего любовь к детям – вряд ли без нее можно стать учителем; любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу; любовь к жизни – без оптимизма невозможно испытать радость открытия. Я с детства твердо знала, что буду учителем.

Почему я выбрала эту профессию? Выбор не случаен. Мой папа посвятил всю свою жизнь этому благородному делу: сначала работал учителем истории в школе, а затем преподавал немецкий язык в техникуме. Мне нравилось смотреть, как он пишет планы, готовится к уроку. А если он брал меня в школу, к себе в класс – это было счастье: наблюдать, как он общается с детьми, с коллегами, видеть, как его любят и уважают. Мне тоже хотелось быть такой же внимательной к детям.

• Одна наша коллега говорила: «Настоящим учителем станешь, когда «закончишь школу» вместе со своим ребенком». Сейчас, когда Ваша дочь – выпускница, согласны ли Вы с таким утверждением?

– Да, абсолютно. Моя дочь – это самая большая радость в моей жизни. Мы вместе поднимались по ступенькам знаний, вместе переживали радости и огорчения, стремились достичь высоких результатов. Я безмерно благодарна всем педагогам гимназии, которые учили мою дочь. У них я перенимала опыт общения с детьми, училась мудрости и терпению. Быть настоящим учителем – это талант. Я считаю, что каждый учитель достоин любви и уважения.

• Ваши ученики с успехом выступили на областном интеллектуальном конкурсе «ДетКИ». Не является ли подготовка к подобным конкурсам «скрытой перегрузкой» и для учащихся, и для педагогов?

– В последние годы выявлению и поддержке юных талантов, уделяется большое внимание и интеллектуальные конкурсы играют здесь не последнюю роль. Именно конкурс является среством выявления и поощрения одаренных учащихся. Но к конкурсам нужно много и кропотливо готовиться. Это сложный, напряженный и вместе с тем ответственный процесс. Подготовка к конкурсам активизирует творческие возможности учащихся, способствует проявлению у них самостоятельности, ответственности, развитию коммуникативных навыков и, конечно, совершенствует мастерство у их педагогов. У каждого ребенка свои таланты. И настоящий педагог, любящий свое дело, должен увидеть их и помочь им раскрыться, зародить зерно самостоятельности в детской душе, чтобы и потом, спустя годы ребенок смог применять их в жизненных ситуациях.

• В этом году в гимназии проводили открытые уроки члены клуба «Хрустальный Журавль». Что Вы лично для себя почерпнули при посещении данного мероприятия?

– Целью работы клуба «Хрустальный журавль» является создание условий для развития инициативы творчески работающих педагогов, повышение престижа учительской профессии, распространение педагогического опыта, а также содействие профессиональному общению. Сорок пять минут для ребят, сидящих в классе, пролетают незаметно. Прозвенел звонок, а школьники не спешат расходиться, большинство спешит к учителю со словами благодарности и вопросами по пройденному материалу. Сорок пять минут урока русского языка у нового учителя были настолько интересны, что за это время ребята ни разу не отвлеклись на разговоры с друзьями, все внимание было приковано к учителю. Как преподавателям клуба «Хрустальный журавль» удается найти подход к ребятам в незнакомых классах? Секрет их мастерства весьма прост и доступен: он – в любви и уважении к детям, в бесконечной преданности своей профессии и в неустанном личностном стремлении к совершенству.

• Современные технологии в некоторых учебных учреждениях образования внедряются «сверху», по приказу. Можно ли ожидать пользы от таких инноваций?

– Сегодня в сфере образования внедряется огромное количество инноваций различного характера, направленности и значимости. Новшества в образовании имеют ту же цель, что и новшества в обществе, – они должны способствовать развитию и прогрессу. Благодаря инновационным интерактивным технологиям стало возможным с большей эффективностью, наглядностью и с меньшими расходами производить различные эксперименты, а также отрабатывать те или иные специальные навыки.

• Почему порой переход из четвертого в пятый класс для ребенка является очень большим стрессом? Как его избежать?

– В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации. Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения. В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе. Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Ребенку в затруднительных ситуациях нужно обращаться за помощью к классному руководителю. Не следует родителям сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения в начальной школе он привык к родительскому контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

• Большое значение предметных олимпиад несомненно. Но правильной ли является позиция «олимпиады –наше все»?

– Олимпиада в начальной школе имеет огромное значение в развитии детей. Именно в начальной школе ребенок делает первые самостоятельные научные открытия. Такие действия стимулируют интерес ребенка к науке и к учебе в дальнейшем. Учитель должен показать, что он верит в силы учеников, важно радоваться с ними любому их успеху, даже незначительному. Любые успехи в учебе порождают веру ребенка в свои возможности.

• Давайте сделаем хотя бы приблизительный расчет, того, какое количество времени Вы тратите на проверку тетрадей и какой процент из затраченного времени оплачивается?

– Каждый день на проверку тетрадей я трачу около двух часов. За неделю (не считая одного выходного дня) получается 10-12 часов. Учителю начальных классов за проверку тетрадей оплачивается 1,4 часа в неделю или 12%.

• Ваши советы тем, кто сегодня собирается стать учителем начальных классов.

– Не зря говорят, что учитель – это не профессия, это – призвание. А еще это можно назвать болезнью, потому что от этого «вылечиться» нельзя. Если стал учителем, то уже не вырвешься из школы. Ты будешь там жить. Хотелось бы посоветовать тем, кто хочет быть учителем начальных классов, много раз подумать, стоит ли выбирать эту профессию. Взвесьте все «за» и «против», ведь это огромный труд и большая ответственность.

• Вы отвечали на мои вопросы как-то уж очень научно и серьезно. Вы действительно такая «правильная» и в жизни?

– Я первый раз даю интервью для газеты. Наверное, у меня просто мало опыта. А в жизни я обычный человек и ничто человеческое мне не чуждо.

Г.А. КАПЕЦКАЯ, учитель ГУО «Гимназия г. Светлогорска»