A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Зинаида Александровна ГАНЖА, окончила ГГУ, начинала карьеру заместителем директора, затем директором Василевичской восьмилетней школы, 13 лет проработала в РИК, с 1986 преподаёт русский язык и литературу в гимназии.

То, что идёт от сердца, до сердца и доходит (Д. Пайэтт)

1. Почему Вы оставили «непыльную» работу в райисполкоме и перешли работать в школу?

Очень скучала по урокам, по любимому предмету. Честно сказать, не на последнем месте были и вопросы семейного бюджета. Подросли две старшие дочери, пора было готовить их к поступлению в ВУЗ,  нужны были средства и для воспитания  младшего сына, которому к моменту моего выхода на работу в школу исполнилось десять месяцев. В советское время все мы жили от зарплаты до зарплаты.

2. Как Вы реагировали, когда видели ошибки коллег в воспитании и обучении Ваших детей?

Всегда проводила воспитательную работу со своими детьми, искала причины недостатков в них, а не в работе моих коллег.

3. Нравилось ли быть классным руководителем?

Да, выполняла эти обязанности с радостью. Когда любишь не только своих собственных  детей, но и учеников, то хочется им делать добро. К классу относилась  как  к своему четвёртому ребёнку. Постоянно думала о своих воспитанниках, посещала на дому, часто беседовала с родителями, знала достижения и недостатки каждой семьи. И в будни, и выходные дни,  и в праздники, приходилось заниматься проблемами школьников. Ученики моего класса   мне даже часто снились.

4. Есть ли благодарные ученики, которые помнят Ваш труд и заботу о них?

Конечно, таких выпускников  много. Они звонят мне, приходят с поздравлениями на День учителя, обращаются за советами,  делятся радостями и горестями своей жизни.

5. Какие, на Ваш взгляд, имеются плюсы и минусы в работе филолога?

Минусов нет, а плюсов масса. Мне нравилось постоянно заниматься самосовершенствованием. С удовольствием обучалась  на курсах в связи с экспериментом по развивающему обучению.

6. Какие уроки Вам больше нравилось проводить – уроки русского языка или русской литературы?

И те, и другие. Одно из моих любимых занятий – проводить  на факультативах уроки словесности, т.е. связывать изучение литературы и языка. Например, изучаем бессмертное произведение Л.Н. Толстого «Война и мир» и одновременно – формообразующие суффиксы русского языка. Лев Николаевич использовал эти суффиксы для создания атмосферы светской среды, каждое слово у него  несёт определённую смысловую нагрузку. И таких примеров можно привести множество.

7. Режиссёры называют актрис в возрасте «отработанный пар». Не кажется ли Вам, что у начальства подобное отношение и к педагогам со стажем?

К сожалению, часто так и бывает. Считаю, что нельзя лишать  любящих своё дело педагогов  работы в школе. Помимо того, что такой учитель имеет огромный опыт и знания, он ещё может выйти правильно из любой педагогической ситуации, с которой молодой учитель не справится.

8. Ваша старшая дочь стала учителем. Вы не отговаривали её от трудной работы?

Нет, конечно. Я видела её склонность к чтению книг по истории,  сама часто брала в библиотеках для неё  литературу. Она с желанием преподаёт историю в школе уже 20 лет. Буду только рада, если кто-нибудь из внуков выберет профессию педагога.

9. Если бы была возможность повернуть время вспять, что бы Вы изменили в своей работе?

Наверное, не  тратила бы столько эмоций, меньше бы  витала в облаках  и больше бы готовила детей к реалиям современной жизни.

10. Что бы Вы посоветовали  молодым учителям?

На мой взгляд, некоторым из них надо добросовестнее относиться к своим обязанностям, любить детей, и обязательно каждый день работать по самообразованию и самосовершенствованию, руководствуясь словами великого русского писателя А.П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Г. А. Капецкая,  учитель гимназии