Зинаида Александровна ГАНЖА, окончила ГГУ, начинала карьеру заместителем директора, затем директором Василевичской восьмилетней школы, 13 лет проработала в РИК, с 1986 преподаёт русский язык и литературу в гимназии.
То, что идёт от сердца, до сердца и доходит (Д. Пайэтт)
1. Почему Вы оставили «непыльную» работу в райисполкоме и перешли работать в школу?
Очень скучала по урокам, по любимому предмету. Честно сказать, не на последнем месте были и вопросы семейного бюджета. Подросли две старшие дочери, пора было готовить их к поступлению в ВУЗ, нужны были средства и для воспитания младшего сына, которому к моменту моего выхода на работу в школу исполнилось десять месяцев. В советское время все мы жили от зарплаты до зарплаты.
2. Как Вы реагировали, когда видели ошибки коллег в воспитании и обучении Ваших детей?
Всегда проводила воспитательную работу со своими детьми, искала причины недостатков в них, а не в работе моих коллег.
3. Нравилось ли быть классным руководителем?
Да, выполняла эти обязанности с радостью. Когда любишь не только своих собственных детей, но и учеников, то хочется им делать добро. К классу относилась как к своему четвёртому ребёнку. Постоянно думала о своих воспитанниках, посещала на дому, часто беседовала с родителями, знала достижения и недостатки каждой семьи. И в будни, и выходные дни, и в праздники, приходилось заниматься проблемами школьников. Ученики моего класса мне даже часто снились.
4. Есть ли благодарные ученики, которые помнят Ваш труд и заботу о них?
Конечно, таких выпускников много. Они звонят мне, приходят с поздравлениями на День учителя, обращаются за советами, делятся радостями и горестями своей жизни.
5. Какие, на Ваш взгляд, имеются плюсы и минусы в работе филолога?
Минусов нет, а плюсов масса. Мне нравилось постоянно заниматься самосовершенствованием. С удовольствием обучалась на курсах в связи с экспериментом по развивающему обучению.
6. Какие уроки Вам больше нравилось проводить – уроки русского языка или русской литературы?
И те, и другие. Одно из моих любимых занятий – проводить на факультативах уроки словесности, т.е. связывать изучение литературы и языка. Например, изучаем бессмертное произведение Л.Н. Толстого «Война и мир» и одновременно – формообразующие суффиксы русского языка. Лев Николаевич использовал эти суффиксы для создания атмосферы светской среды, каждое слово у него несёт определённую смысловую нагрузку. И таких примеров можно привести множество.
7. Режиссёры называют актрис в возрасте «отработанный пар». Не кажется ли Вам, что у начальства подобное отношение и к педагогам со стажем?
К сожалению, часто так и бывает. Считаю, что нельзя лишать любящих своё дело педагогов работы в школе. Помимо того, что такой учитель имеет огромный опыт и знания, он ещё может выйти правильно из любой педагогической ситуации, с которой молодой учитель не справится.
8. Ваша старшая дочь стала учителем. Вы не отговаривали её от трудной работы?
Нет, конечно. Я видела её склонность к чтению книг по истории, сама часто брала в библиотеках для неё литературу. Она с желанием преподаёт историю в школе уже 20 лет. Буду только рада, если кто-нибудь из внуков выберет профессию педагога.
9. Если бы была возможность повернуть время вспять, что бы Вы изменили в своей работе?
Наверное, не тратила бы столько эмоций, меньше бы витала в облаках и больше бы готовила детей к реалиям современной жизни.
10. Что бы Вы посоветовали молодым учителям?
На мой взгляд, некоторым из них надо добросовестнее относиться к своим обязанностям, любить детей, и обязательно каждый день работать по самообразованию и самосовершенствованию, руководствуясь словами великого русского писателя А.П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Г. А. Капецкая, учитель гимназии