Ольга Анатольевна Мелешко окончила Мозырский педагогический университет, с 1995 года работает учителем начальных классов в гимназии.
• Почему Вы выбрали профессию учителя начальных классов?
– Почему я стала учителем? Наверное, как и любой ребенок, еще в детстве я играла в «школу». Сначала моими учениками были куклы,затем подруги и сестры. Мое детство прошлов деревне, а вся культурная жизнь проходила в школе. Учителя участвовали в постановке спектаклей, концертов. Мы с радостью занимались этой интересной деятельностью. Для меня учителя были волшебниками, которые умели творить чудеса. Наверное, каждый из нас, выбирая свой дальнейший путь, свою профессию, ориентируется на тех людей, которые рядом, которые влияли на наше восприятие жизни и чей опыт и умения вызывали в нас хорошую зависть. Так, что ответ на этот вопрос прост: меня окружали прекрасные педагоги, профессионалы, на которых мне хотелось быть похожей.
• У Вас есть сын и дочь. Кого легче растить и воспитывать: мальчика или девочку?
– Вопрос больше философский и зависит от того, с каким полом легче общаться самой маме. Сложно вырастить и воспитать человеком хоть девочек, хоть мальчиков... Во всем есть свои плюсы и минусы, нюансы и особенности, которые необходимо учитывать! Нужно пытаться смотреть на мир глазами ребенка, но с пониманием взрослого, тогда проблемы воспитания сведутся к минимуму. А вообще, если ребенок любимый, тогда этот вопрос станет неактуален: своего любимого ребенка растить и воспитывать ни одной маме не в тягость.
• Надо ли проводить олимпиады и конкурсы для учащихся начальных классов?
– В настоящее время существует большое количество различных олимпиад, предназначенных для учащихся начальных классов. Значение этих олимпиад очень велико: они расширяют кругозор, прививают стремление к знаниям и др. Во время участия в олимпиадах учеников поджидают волнение, страх. Все это может отрицательно сказаться на их работоспособности. В условиях стресса участники олимпиад могут не справиться с элементарными для них заданиями. Для того чтобы избежать этого, учеников надо с ранних лет приучать к таким условиям. Олимпиады также хороши тем, что они в форме легкого соревнования формируют у детей стремление показать себя, стать лучше, начать лучше разбираться в какой-либо области и добиться своих первых успехов в жизни. Но как учитель начальных классов хочу отметить, что подготовить ученика к олимпиаде очень трудно: учитель одновременно преподает все предметы, значит и подготовить должен три олимпиадника (русский и белорусский языки, математика), а задания касаются не только учебной программы. Поэтому я считаю, что все конкурсы и олимпиады в начальной школе должны проводиться между классами своей школы.
• Правильно ли то, что учитель начальных классов «і швец, і жнец, і на дудзе ігрэц”, т.е. помимо своих прямых обязанностей должен готовить и спектакли, и фольклорные праздники, и команды на многочисленные конкурсы?
– Ответить однозначно я бы не смогла, т.к. побыв в этой роли, хочется отметить сплоченность класса, переживание детей за честь своей гимназии. Но что касается непосредственно учителя, не существует такого человека, который бы сразу совмещал в себе и режиссера, и постановщика, и костюмера, и хореографа…. Поэтому, на мой взгляд, эта часть не из легких.
• Почему каждый учитель начальных классов лично сам готовит огромное количество дидактического материала и наглядных пособий?
Во-первых, не всегда можно приобрести нужную печатную наглядность. А во-вторых – каждый учитель-практик сам может определить, как доступнее преподнести данный материал учащимся. Вот и получается, что учителя сами готовят дидактический материал и наглядные пособия.
• Вы согласны, что «гены пальцем не придушишь»? Можно ли научить абсолютно всех учеников на 10 баллов?
– Гены – это, конечно, серьезный аргумент, но, как и в любом правиле, есть исключения. А можно ли научить всех на 10 баллов – это вопрос, который не решается одним учителем. В «учении» есть три составляющих: родители, ребенок и учитель. Если все три компонента будут участвовать в учебе и выполнять свои обязанности, вот тогда и получим результат в 100%.
• Есть ли у Вас «любимчики» среди учеников?
– Мое отношение ко всем одинаково. Хотя, я думаю, что у каждого учителя есть любимые ученики, которые остаются в памяти. «Любимчик» – это такой ученик, который поддерживает учителя в роли успешного педагога и делает его работу приятной. Он готов к сотрудничеству, стремится к знаниям, дисциплинирован.
• Если бы Вы не стали учителем, то какую профессию выбрали бы для себя?
– Имея мечту с детства и реализовав ее, трудно представить, кем бы я могла быть. Я думаю, что моя работа все равно была бы связана с детьми.
• Как Вы считаете, почему за последние годы профессия учителя стала непрестижной?
– Люди отказываются считать профессию учителя престижной из-за низкой заработной платы, ведь мало кто из учителей может сделать существенные денежные вклады в банках или купить квартиру, а еще – из-за неуважения со стороны родителей и учеников, отсутствия карьерного роста.
• Если бы я была министром образования, то…
– Я пересмотрела бы вопрос заработной платы учителей (не ниже средней по республике), снизила бы перечень обязанностей учителей – пусть занимаются больше непосредственной работой. А еще хотелось бы упростить программный материал.
Г.КАПЕЦКАЯ, учитель гимназии.