Марина Александровна Пестунова окончила Мозырский педагогический институт им.Н.Крупской. С 1998 года работает в гимназии учителем начальных классов.
–Почему Вы выбрали профессию учителя начальной школы?
– Почему я стала учителем? Отвечая самой себе на этот вопрос, вспоминаю свои школьные годы. Наверное, каждый из нас, выбирая свой дальнейший путь, свою профессию, ориентируется на тех людей, которые рядом, которые влияли на наше восприятие жизни и чей опыт и умения вызывали в нас хорошую зависть. Так что ответ прост: меня окружали прекрасные педагоги, профессионалы, на которых мне хотелось быть похожей. Взвесив все «за» и «против», я остановила свой выбор на профессии педагога, решив стать учителем начальных классов. Почему? Дети – особый, необыкновенный мир – непредсказуемый шквал эмоций, чувств, настроений!
– Какой предмет (как у педагога) для Вас самый любимый, самый нелюбимый и почему?
– Нелюбимых предметов нет. Ведь учитель первой ступени общего среднего образования проводит уроки не по одному, а по нескольким предметам. Если не любить какой-нибудь предмет, который я преподаю, то как же привить у детей младшего школьного возраста любовь к учебе? Как научить их учиться с первых дней пребывания в школе? А ближе для меня предметы гуманитарного цикла, наверное, потому что я их очень любила в школе, когда училась.
– Вы выпускница СШ№7 (ныне – гимназия). Какими были первые впечатления от того, что Ваши бывшие учителя стали коллегами?
– Конечно, вначале чувствовала себя немного неловко, а потом со временем освоилась. На тот момент очень помогла поддержка учителей начальных классов.
– Как Вы считаете: как скажется на качестве знаний увеличение наполняемости классов с 20 до 30 человек?
– Думаю, что качество знаний в таких классах снизится. Чем больше детей, тем сложнее уделить внимание каждому, а представьте: в 1 классе за 35 минут нужно подойти к каждому и не один раз, показать написание буквы и т.д. К тому же в классах, где около 30 человек, учителю приходится обычно тратить больше учебного времени на организационные и дисциплинарные вопросы. Я думаю, что в классе должно быть не более 20 человек, тогда будет комфортно и результативнее и детям, и учителю.
Я считаю, что учителя начальных классов в школе самые «обделенные вниманием». Ведь после того, как отдадут физкультуру и пение специалистам, у учителя не остается даже ставки.
–Как Вы считаете, почему такое небрежное отношение к столь важному звену в жизни школы?
– Вы знаете, я думаю, что это недочеты нашего Министерства образования. Ведь когда я училась, то музыка преподавалась до 7 класса, и у учителя музыки было необходимое количество часов. Я, например, не претендую на эти часы, т.к. считаю, что музыку и физкультуру должен вести специалист (хотя учитель 1 ступени общего среднего образования имеет право вести физкультуру, ИЗО, музыку, так как методику преподавания этих предметов в университетах и пединститутах изучают). Специальность «Педагогика и методика начального
образования» – этому подтверждение. Я считаю, что во 2-4 классах необходимо ввести больше часов по белорусскому языку, т.к. 2 часов в неделю недостаточно для того, чтобы учащиеся начальной школы знали свой родной язык. За счет этих часов у учителя будет ставка.
– Согласны ли Вы с лозунгом: «Олимпиады – наше все!» (Т.е. главный критерий оценки педагога – сколько у него победителей олимпиад).
– В наше время это во многом так и происходит. Но я думаю, что не все виды работы учителя можно оценить по критериям, это очевидно. Как мы обращаемся к учащимся – доброжелательно или формально – этого никто никогда не оценит. Нельзя за каждым человеком стоять и постоянно ставить галочки. Но знаю, что есть такой критерий.
– У Вас есть любимчики среди учеников?
– Я одинаково переживаю за всех учеников без исключения. В нашей профессии попросту не может быть любимчиков. Ведь мальчишки и девчонки, придя в школу, мечтают лучше узнать мир, получить багаж знаний, приобрести необходимые для себя навыки. И каждый из них интересен по-своему.
– Учитель начальных классов четыре года создает коллектив со своими традициями и историей. В пятом классе все это безжалостно разрушается, т.к. детей распределяют по разным классам. Вы считаете, что так и должно быть?
– Я считаю, что за четыре года обучения уже сформирован коллектив. Ребята хорошо знают друг друга. Поэтому нельзя разрушать те взаимоотношения, которые учитель, ребята и родители создавали на протяжении четырех лет обучения. Ведь часто бывает так, что способности ученика в какой-либо области могут проявиться гораздо позже (в 7, 8 классах).
– Какой предмет дается ребятишкам труднее всего?
– Труднее всего, наверное, белорусский язык, потому что программа тяжелая, а только два раза в неделю изучаем этот предмет. Почти каждый урок – новая тема, даже хорошо закрепить пройденный материал не позволяет программа.
«Если бы я была министром образования, то…»
– Если бы я была министром образования, то повысила бы заработную плату учителям, которая повлекла бы за собой повышение социального статуса учителя и престижности профессии; коридоры бы оснастила шкафчиками для каждого ребенка; выделила бы просторный кабинет для отдыха преподавателей – место для психологической разгрузки, где учитель в свободное время мог бы отдохнуть, посмотреть телевизор и пообщаться с коллегами.
Г. А. Капецкая, учитель ГУО «Гимназия г. Светлогорска»