Александр Терентьевич ЯЛЬЧИК, окончил БГУ, начинал карьеру педагога в родной Катковской сш, в гимназии преподавал географию с 1982г, географию и трудовое обучение преподаёт с 1992 г.
Воспитателем, как и художником, нужно родиться (К. Вебер)
- Что повлияло на Ваш выбор профессии учителя?
- Мой отец был директором школы, заслуженным учителем БССР, его пример и его служение профессии стали для меня образцом.
- В силу сложившихся обстоятельств вам пришлось совместить преподавание географии с преподаванием трудового обучения. Не сожалеете о смене предмета?
- Нет. Я ведь всё равно работаю с детьми. А навыки к преподаванию трудового обучения у меня воспитаны с детства. Мой отец и мой дядя были мастерами на все руки, и я от них многому научился.
- Считаете ли Вы главным показателем качества работы учителя количество подготовленных им победителей предметных олимпиад?
- Безусловно, это важный показатель качества работы, однако, я считаю, что учитель должен дать хорошие знания по предмету всем ученикам. Кроме того, у ученика всегда должна быть свобода выбора в олимпиаде по какому именно предмету он примет участие.
- В школе катастрофически мало преподавателей-мужчин. Как изменить эту ситуацию?
- Мужское влияние на учащихся необходимо, тем более что сейчас, к сожалению, много неполных семей. Дети тянутся к учителям-мужчинам, любят общаться. Мои ученики приходят на занятия кружка даже в выходной день. Изменить ситуацию можно только при повышении зарплаты. Мужчина должен быть главным кормильцем в семье, а зарплата педагога не даёт возможности в полной мере выполнить эту задачу.
- По моим наблюдениям Вы – исключительно заботливый и внимательный классный руководитель, настоящий «классный папа». Что считаете главным в работе классного руководителя?
- В многообразии обязанностей классного руководителя трудно выделить главное. Наверное, это в первую очередь индивидуальный подход и доброжелательное отношение к каждому ребёнку, использование педагогики сотрудничества, а также постоянная работа с родителями учащихся.
- Общаетесь ли Вы с вашими выпускниками?
- Несколько лет после выпуска они прибегают часто, а потом жизненные заботы отвлекают от школы, ничего не поделаешь: такова жизнь. Я сам с благодарностью вспоминаю многих моих педагогов, вместе с тем, некоторых из них не видел с момента окончания школы.
- У Вас отец, жена, брат, сестра – педагоги. Почему же Ваши сыновья избрали другие профессии? Хотели бы Вы, чтобы ваши внуки стали учителями?
- Я и моя супруга предоставили сыновьям свободу в выборе профессии. Оба наших сына окончили гимназию с золотыми медалями и выбрали для себя профессию программиста. Конечно, я бы хотел, чтобы мои внуки стали педагогами, но решать будут они сами.
- Если бы Вам предложили сейчас другую, материально более выгодную работу, Вы бы согласились перейти?
- Нет. Я люблю свою работу, и без неё жизни не представляю.
- Расскажите о ваших хобби. Они помогают Вам в работе?
- У меня первый разряд по шахматам, с удовольствием выступаю в соревнованиях за гимназию и в городских соревнованиях. Кроме того, люблю разгадывать сложные кроссворды. Если я не знаю какого-то слова, то обязательно найду ответ в словаре или энциклопедии. Эти увлечения развивают логическое мышление, обогащают словарный запас и расширяют кругозор. Кроме того, очень люблю «тихую охоту»- собирание грибов и рыбалку. Мне кажется, тем, кто любит природу, она отвечает взаимностью. Во всяком случае, любое пересаженное мной растение легко приживается и хорошо растёт.
- Что бы вы пожелали своим молодым коллегам?
- Трудиться добросовестно, не стесняться обращаться с вопросами к более опытным коллегам и постоянно работать над собственным самосовершенствованием.
Г.А. Капецкая, учитель гимназии