Вадим Евгеньевич СТАХОВСКИЙ, окончил Витебский техникум физической культуры, затем с отличием факультет физического воспитания ГГУ, кандидат в мастера спорта по многоборью, многократный чемпион города по лёгкой атлетике, чемпион области по многоборью, много лет играл за футбольную команду «Химик» в первенстве БССР, в гимназии преподаёт предмет «физическая культура и здоровье» с 1987 года.
Физическое образование ребёнка есть база для всего остального, … без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения (А.В. Луначарский)
- Ученики порой называют Вас «фанатом физкультуры». Это действительно так?
- Я люблю свою работу, каждый рабочий день мне в радость, т.о. можно сказать и так. Считаю физкультуру важнейшим по значимости предметом учебной программы. В настоящее время для большинства детей эти уроки – единственная возможность укрепить свои физические кондиции. Мне повезло, что я работаю в таком коллективе, где руководитель гимназии сам занимается спортом, разбирается в нюансах, помогает учителю.
- Каких наивысших спортивных результатов достигли Ваши ученики?
- В личном зачёте наш выпускник Харитонов Виталий выполнил норматив мастера спорта международного класса в полиатлоне. Но для меня более важным достижением являются успехи в подготовке сборной городской команды к областным и республиканским соревнованиям «Защитник Отечества». Команда неоднократно побеждала в соревнованиях или занимала призовые места.
- Почему с 1988 года гимназия занимает первое место в круглогодичной спартакиаде?
- Все учителя физкультуры составляют коллектив единомышленников. Кроме того, у спортсменов есть поговорка: «Организация бьёт класс», т.е. правильно организованная команда в состоянии выиграть даже у команды более высокого класса. Что же касается победителей в индивидуальном зачёте, то тут необходимо убедить ученика поверить в свои силы: «Почему кто-то может, а я нет».
- Иногда учителя начальных классов сами ведут уроки физвоспитания в своих классах. Это хорошо или плохо?
- Однозначно – плохо. Всяким делом должен заниматься профессионал. С негодованием отношусь к ситуациям, когда урок физкультуры отдают не специалистам¸ ещё страшнее, когда уроки ведёт случайный человек с физкультурным образованием, который мучается сам и мучает своих учеников. Основы физического развития ребёнка закладываются с детства. В подростковом возрасте переучивать уже значительно сложнее.
- Вы – любитель периодической печати. Помогает ли это чтение Вам в работе?
- Да. Я выписываю много периодических изданий, ещё больше покупаю. Чтение даёт мне возможность на равных разговаривать с учащимися на различные темы и при необходимости ответить на любой вопрос.
- Не являются ли современные спортивные нормативы слишком завышенными?
- Нет. Нормативы соответствуют определённому уровню сложности. Как и по любому предмету на 7-8 баллов одни нормативы, на 9-10 – другие. Моя главная задача состоит в том, чтобы каждый ученик, заканчивающий 11-ый класс, умел выполнять всё: плавать, прыгать, подтягиваться, уверенно стоять на лыжах, играть во все спортивные игры и т.д.Всё это поможет юноше комфортно чувствовать себя в дальнейшей жизни: учёбе, службе в вооружённых силах, трудовой деятельности и, как следствие, приносить максимальную пользу Родине.
- Мой школьный учитель физкультуры утверждал: «Физкультура – это здоровье, спорт – поставщик калек». Подготавливая профессиональных спортсменов, не подталкиваете ли Вы их на рискованный путь?
- В этом выражении есть доля истины. Я сам в прошлом профессиональный спортсмен, полученные в молодости травмы сказываются на состоянии здоровья сейчас. Однако, выбирая для себя спортивную карьеру, человек знает, на что идёт и делает выбор вполне сознательно. В стенах гимназии начинали свои первые шаги в большой спорт 30 мастеров спорта, 3 мастера спорта международного класса, заслуженный мастер спорта, участники Олимпийских игр – вот такой результат работы учителей физкультуры. Для всех, кто избрал для себя иную профессию, занятия физическими упражнениями под руководством грамотного педагога – это путь к крепкому здоровью.
- Что бы Вы изменили в программе по физвоспитанию?
- Нам как воздух необходима хорошая спортивная база, хотя бы такая, какую имеет СОШ №12. По исследованию учёных 3 урока физвоспитания в неделю – это оптимальный вариант. Очень плохо, что у нас было ввели три 3 часа в неделю, а потом опять заменили на 2 часа. Повторюсь ещё раз – регулярные занятия физкультурой – залог здоровья.
- Учителя физвоспитания порой просят учителей-предметников о снисходительном отношении к спортсменам, а классные руководители просят учителей физвоспитания быть снисходительными к участникам олимпиад. Не является ли данная практика порочной?
- Конечно, является. Однако идёт борьба за средний балл аттестата. Получается, что в гимназии высокая планка, а в других школах можно легче получить более высокий балл. Порой ученики в старших классах переходят в другие школы ради этого пресловутого балла. Они не понимают, что, допустим, у нас будет средний балл 70, а в другой школе - 80. Но зато на ЦТ средние баллы по всем предметам у нас значительно выше. Вот и получается, что ученик выигрывает 10 баллов, а проигрывает 30.
- Есть старый анекдот: «Если учителя будут работать на одну ставку, то им есть будет нечего, а если на две – то некогда». Учителя физвоспитания, как правило, работают почти на две ставки. Не сказывается ли такая перегрузка на качестве работы?
- Безусловно, сказывается, но таковы реалии жизни и в настоящее время иного выхода нет.
Г.А. Капецкая, учитель гимназии