Валерий Михайлович ПРУСОВ, окончил Минский пединститут, работал преподавателем музыки в средних школах № 5, 8, 11, в гимназии работает с 1990г.
Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться (Демокрит)
- Мне кажется, Вы просто бесконечно любите свою профессию. Это так?
- Да, это так. В детстве в музыкальной школе, как только я услышал игру на скрипке моего учителя музыки, эта музыка просто проникла в моё сердце и родилась мечта стать таким же учителем.
- Музыка, конечно, нужный предмет. Но как же быть тем, кому «наступил медведь на ухо»?
- Главное – заронить в душу ребёнка зерно любви к искусству, которое затем будет прорастать всю жизнь.
- Не считаете ли Вы, что любой творческий конкурс не может быть абсолютно объективным, так как многое зависит от вкусов членов жюри?
- Доля истины в этом есть. Например, три года подряд мои ученики занимали первое место в районном фестивале патриотической песни «Песни юности наших отцов», а на областной конкурс послали других.
- Есть ли учителя пения среди Ваших учеников?
- Есть успешно окончившие музыкальные училища. К сожалению, проработав несколько лет в школе, они переходят на другие места работы.
- Кто Ваш любимый композитор, певец, музыкант?
- Люблю музыку наших белорусских композиторов Леонида Захлевного и Игоря Лученка. Мне дороги барды Владимир Высоцкий и Игорь Тальков, они писали музыку, пропуская её через сердце.
- Что нужно сделать, чтобы преподавателей-мужчин в школах стало больше?
- Встречают меня мои бывшие не самые лучшие ученики, и оказывается, что у них зарплата в 4-5 раз больше, чем у меня.
- Почему Вы не занимаетесь классным руководством?
- Много времени занимает подготовка к районным конкурсам, кроме того, в гимназии постоянно обращаются коллеги с просьбами, чтобы мои ученики выступили во время недели предмета, на классном часу, при подготовке к какому-либо конкурсу и т.д.
- Нужны ли уроки музыки в старших классах?
- Необходимы. При отмене таких уроков сильно пострадали лишённые нагрузки выдающиеся педагоги, отдавшие работе с детьми десятилетия добросовестного творческого труда, их просто сломали морально.
А самое главное – пострадали дети. Из их жизни исчез пласт культурного духовного развития на лучших образцах классической и народной музыки. Это обернётся в будущем духовным обнищанием нации и образует брешь в национальной культуре.
- Вы пишете песни и поёте сами, не мешает ли работа преподавателя творческому самовыражению?
- Профессия учителя требует творческого отношения к делу, я постоянно в работе применяю знания, полученные в институте. Вокальные и инструментальные аранжировки своих произведений я делаю в расчёте на моих учеников. Так что работа помогает творческому самовыражению, а творчество помогает работе.
- Нужны ли конкурсы учительской самодеятельности? Что бы вы изменили в их организации?
- В настоящее время, на мой взгляд, эти конкурсы потеряли своё смысловое, эстетическое и духовное значение.
Г.А. Капецкая, учитель гимназии