Аникевич Елена Васильевна окончила Гомельский государственный университет имени Ф.Скорины, работала учителем русского языка и литературы в г.Рогачёве, затем в СШ№№ 4, 8. С 2007 года – заместитель директора гимназии по учебно-методической работе.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Н.А. Заболоцкий.
– Каким было Ваше первое впечатление о педагогическом коллективе гимназии?
– Я почувствовала особую ауру гимназии, и возникло ощущение родной для меня среды, что называется «в своей тарелке». Я просто упивалась общением с учителями и учениками, было очень комфортно и интересно.
– Почему такое глобальное значение в гимназии придаётся победам учащихся на олимпиадах?
– Не секрет, что в гимназии – культ интеллекта. Гимназисты мотивированы на достижение успеха. Дети имеют возможность раскрыть свой талант, взять определённую высоту и получить льготы. Ведь именно этого ждут от гимназии ученики, их родители и … государство.
– Ваша ученица завоевала Диплом II степени в олимпиаде школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность», а Вы получили за это небольшую премию. Разве это справедливо?
– Для меня важно, что подготовка к этой олимпиаде дала возможность узнать много нового из области филологии, истории, культуры. Таким образом, олимпиада стала очередной ступенью в профессиональном росте, на которую удалось подняться мне вместе с моей ученицей.
– Правильно ли вменять в обязанность каждому учителю непременно заниматься организацией исследовательской деятельности учащихся?
– Быть учителем без постоянного саморазвития и самосовершенствования невозможно. Я убеждена, что педагоги порой сами не знают своих возможностей. В процессе работы с учениками над исследовательской темой учителя совершенствуют профессиональные навыки, углубляют знания по предмету и по-новому открывают мир, который так интересен и многогранен.
– Может ли быть современное учебное занятие качественным без использования компьютера?
– Может. Но грамотно использованный компьютер даёт экономию времени и колоссальные дополнительные возможности в повышении качества обучения. Учитель является руководителем процесса, активными участниками учебного занятия становятся ученики.
– Как Вам, матери трёх сыновей, удаётся совмещать семейные заботы и нелёгкий труд заместителя директора?
– Очень трудно, но сыновьям приходится мириться с постоянной занятостью мамы, быть самостоятельными. Большое значение имеет помощь мужа. Мы считаем, что детей воспитывают не слова, а поступки родителей. Важно также совместное проведение свободного времени, организация досуга семьи. Например, нам интересно вместе смотреть и обсуждать фильмы, формирующие личность («Гладиатор», «Храброе сердце», «Легенда №17» и др.)
– Поможет ли поднять стремительно катящийся вниз престиж профессии учителя такое своеобразное «повышение» зарплаты педагогам?
– Наши учителя подсчитали, что, на самом деле, увеличение недельной нагрузки с 18 до 20 уроков и одновременное увеличение наполняемости классов приводит не к увеличению, а к уменьшению зарплаты. Не удивительно, что в этом году на некоторые педагогические отделения ВУЗов не было подано ни одного заявления.
– У меня сложилось впечатление, что Вы довольно категоричны в своих суждениях. Вы всегда уверены в своей абсолютной правоте?
– Наоборот, я постоянно сомневаюсь. Над очередным решением много думаю, взвешиваю, анализирую, советуюсь с мужем (он увлекается психологией) и другими людьми, мнение которых для меня важно. Только сделав вывод, что так будет лучше для детей, для гимназии, для педагогов, я становлюсь категоричной.
– Требования к ведению различных документов меняются практически каждый год. Неужели это так важно – с большой или маленькой буквы записать домашнее задание в классном журнале, ставить точку в конце записи или же ни в коем случае её не ставить?
– Вероятно, важно – с точки зрения тех, кто эти нормы разрабатывает. Думаю, что педагогам не надо копить негативные эмоции. Проще поставить эту пресловутую точку там, где требуют, и заняться более важными вопросами, тем самым сохраняя своё психическое здоровье.
– Назовите, пожалуйста, Вашего любимого писателя и поэта.
– На этот вопрос не могу ответить однозначно. Я каждый раз заново влюбляюсь в того поэта или писателя, о котором рассказываю ученикам. Как можно равнодушно говорить о Пушкине, не восхищаясь его мудростью и талантом?! Если мы изучаем творчество Маяковского, нельзя не рассказать ученикам о том, как он сам сформировал себя как личность, как необыкновенно мог рассказать о любви («Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг»). Упиваюсь стилем Паустовского, его умением изящно формулировать мысли. Обожаю Булгакова, Пастернака, «женскую» прозу… Сейчас с упоением читаю роман «Асфальт» Гришковца. Есть огромное количество произведений, которые формируют нас, дают возможность «присвоить» чужой опыт, не совершая ошибок¸ делают жизнь яркой и интересной.
Г. Капецкая, учитель гимназии.