A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Аникевич Елена Васильевна окончила  Гомельский государственный университет имени Ф.Скорины, работала учителем русского языка и литературы в г.Рогачёве,  затем в СШ№№ 4, 8. С 2007 года – заместитель директора гимназии по учебно-методической работе.

Не  позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Н.А. Заболоцкий.

– Каким было Ваше первое впечатление о педагогическом коллективе гимназии?

– Я почувствовала особую ауру гимназии, и  возникло ощущение   родной для меня среды, что называется «в своей тарелке». Я просто упивалась общением с учителями и учениками,  было очень комфортно и  интересно.

– Почему такое глобальное значение в гимназии  придаётся победам учащихся на олимпиадах?

– Не секрет, что в гимназии –  культ интеллекта. Гимназисты  мотивированы на достижение успеха. Дети  имеют возможность раскрыть свой талант, взять определённую высоту и получить льготы. Ведь именно этого ждут от гимназии ученики,  их родители и …  государство.

– Ваша ученица завоевала  Диплом II степени в олимпиаде школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность», а Вы получили за это небольшую премию. Разве это справедливо?

– Для меня важно, что  подготовка к этой олимпиаде дала возможность  узнать много нового из области  филологии, истории, культуры. Таким образом, олимпиада  стала очередной ступенью в профессиональном росте, на которую удалось подняться мне вместе с моей ученицей.

– Правильно ли вменять в обязанность каждому  учителю непременно заниматься  организацией исследовательской деятельности учащихся?

– Быть учителем без постоянного саморазвития и самосовершенствования невозможно. Я убеждена, что педагоги  порой сами не знают своих возможностей. В  процессе работы с  учениками   над исследовательской темой   учителя  совершенствуют профессиональные  навыки, углубляют знания по предмету  и по-новому  открывают  мир,  который   так интересен и многогранен.

– Может ли быть современное учебное занятие  качественным без использования компьютера?

– Может. Но грамотно использованный компьютер даёт экономию времени и колоссальные дополнительные возможности в повышении качества обучения. Учитель является  руководителем процесса,  активными участниками учебного занятия становятся ученики.

– Как Вам, матери  трёх сыновей, удаётся совмещать семейные заботы и нелёгкий труд заместителя директора?

– Очень трудно, но сыновьям приходится мириться с постоянной занятостью мамы, быть самостоятельными. Большое значение имеет  помощь мужа.   Мы считаем, что детей воспитывают не слова, а поступки родителей. Важно  также совместное проведение свободного времени, организация досуга семьи. Например, нам интересно вместе   смотреть и обсуждать  фильмы,  формирующие личность («Гладиатор», «Храброе сердце», «Легенда №17»  и др.)

– Поможет ли поднять стремительно катящийся вниз престиж профессии учителя такое своеобразное «повышение» зарплаты педагогам?

– Наши учителя подсчитали, что, на самом деле, увеличение недельной нагрузки с 18 до 20 уроков и одновременное увеличение  наполняемости классов приводит не к увеличению, а к  уменьшению зарплаты. Не удивительно, что в этом году на некоторые педагогические отделения ВУЗов не было подано ни одного заявления.

– У меня сложилось впечатление, что Вы довольно категоричны в своих суждениях. Вы всегда уверены в своей абсолютной правоте?

– Наоборот, я постоянно сомневаюсь. Над очередным решением много думаю, взвешиваю, анализирую, советуюсь с мужем (он увлекается  психологией) и другими  людьми, мнение которых для меня важно. Только  сделав вывод, что так будет лучше для детей, для гимназии, для педагогов,  я становлюсь категоричной.

– Требования к ведению   различных документов меняются практически каждый год. Неужели это так важно – с большой или маленькой буквы записать домашнее  задание в классном журнале,  ставить точку в конце записи или же ни в коем случае её не ставить?

– Вероятно, важно – с точки зрения тех, кто эти нормы разрабатывает. Думаю, что педагогам  не надо  копить негативные эмоции. Проще поставить эту пресловутую точку там, где требуют,  и заняться более важными вопросами, тем самым сохраняя своё психическое здоровье.

– Назовите, пожалуйста,  Вашего любимого писателя и поэта.

– На этот вопрос не могу ответить однозначно. Я каждый раз заново влюбляюсь в того поэта или писателя, о котором  рассказываю ученикам. Как можно равнодушно говорить о Пушкине, не восхищаясь его мудростью и талантом?!  Если мы изучаем творчество Маяковского, нельзя  не рассказать ученикам о том, как он сам сформировал себя как личность, как необыкновенно мог рассказать о любви («Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг»). Упиваюсь стилем Паустовского, его умением изящно формулировать мысли.  Обожаю Булгакова, Пастернака,  «женскую» прозу… Сейчас с упоением читаю роман «Асфальт» Гришковца. Есть огромное количество произведений, которые формируют нас, дают возможность «присвоить» чужой опыт, не совершая ошибок¸  делают жизнь  яркой и интересной.
Г. Капецкая, учитель гимназии.