Валентина Васильевна Кожедуб окончила в 1997 году Лоевское педагогическое училище по специальности «Преподавание в начальных классах». В 2001 году - Мозырский государственный педагогический институт им. Н.К.Крупской по специальности «Педагогика и методика начального обучения». Работала в ГУО «Средняя школа № 6 г.Светлогорска». С 2017 – учитель начальных классов ГУО «Гимназия г. Светлогорска». В 2021 году награждена грамотой отдела образования Светлогорского райисполкома. Педагогическое кредо: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».
- Валентина Васильевна, почему Вы избрали для себя профессию учителя начальных классов?
На выбор профессии повлияла моя первая учительница Кириллова Надежда Александровна. Во всем я пыталась быть похожей на нее. Мне с детских лет хотелось делиться своими знаниями, умениями с другими, а лучше учителя это никто не сделает. Все свободное время я играла в школу. Учила всех: сестру, двоюродного брата, соседских ребят. Журнал и учебники были самодельными. И мне в те 90-е годы подарили ежедневник учителя (такой, как был у Надежды Александровны)!.. Я его хранила, пока не стала учителем. Когда стала молодым специалистом, было приятно делать в нем записи. И как бы трудно ни было – не жалею о своем выборе!
- С какими трудностями Вы встречались в первые годы работы?
Начинала свою трудовую деятельность в классе коррекции. Было тяжело, но я быстро со всем справлялась. Спасибо учителям-наставникам, которые всегда приходили на помощь.
- На протяжении нескольких лет Вы участвовали в инновационном проекте. Каковы плюсы и минусы такой работы?
С 2017 по 2021 год я участвовала в инновационном проекте «Внедрение модели психолого-педагогического сопровождения обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на Iступени общего среднего образования». В этой работе я увидела только одни плюсы. Инновационный проект облегчает взаимодействие между учащимися и учителем, что повышает результативность работы, а значит, и качество обучения, позволяет детям стать более активными участниками образовательного процесса. Наша инновационная модель работы с детьми – это обучение, целевым акцентом которого является сам процесс обучения (научить учиться).
А ещё я бы хотела сказать несколько слов о технологии многомерного чтения. Проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения – одна из острых и постоянных проблем школьного обучения. Её успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающегося читать. В нашем классе все ребята занимались по технологии многомерного чтения. На примере одной главы произведения учащиеся получали знания по математике, русскому языку, предмету «Человек и мир». Детям было интересно использовать интернет- ресурсы. Я на собственном опыте смогла убедиться в том, что уроки с использованием технологии многомерного чтения учат детей читать осознанно и правильно, развивают интерес к книге, любовь к чтению, прививают полезные для жизни умения и навыки. Ребята с удовольствием включались в процесс, который и интересен, и полезен, и перспективен.
- Некоторые педагоги говорят, что в нынешнее время с родителями учащихся тяжелее работать, чем с учениками. В согласны с таким утверждением?
Уже на стадии образования класса я стараюсь сплотить родителей. Класс – это большая семья, в которой почти ежедневно должны находиться рядом люди с разными характерами, темпераментами, взглядами на жизнь. Когда приходят 30 детей и 60 родителей, не всегда бывает просто. Но у меня, как мне кажется, отношения с родителями «ровные». Стараюсь уходить от конфликтов, а опыт помогает грамотно взаимодействовать с родителями.
- Вы не считаете, что подготовка к олимпиадам в начальной школе – это перегрузка и для ученика, и для учителя?
В. А. Сухомлинский писал: «У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо суметь распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенка достигал, образно говоря, своего потолка».
Конкурсы и олимпиады – это отличная возможность проявить свои способности, повысить уверенность в себе, воспитать лидерские качества. Учащиеся начальных классов имеют шанс попробовать свои силы в состязании по любимому предмету. Школьники очень любят соревноваться друг с другом в различных сферах жизни, в том числе и в учебе. Это позволяет стимулировать формирование индивидуальности ученика. Кроме того, участие в олимпиадах выступает очень важным стимулом познавательной активности. Ребенок с удовольствием будет получать новые знания для того, чтобы занимать призовые места в рамках олимпиады для начальной школы. В таких условиях он станет более усидчивым, будет заниматься учебной деятельностью во внеурочное время, посещать дополнительные занятия, факультативы. А когда дело выполняется с любовью, то ни о какой перегрузке не может быть и речи.
- У Вас есть хобби?
С детства я люблю рисовать. Окончила художественную школу. В педагогическом училище получила дополнительную специальность: «Руководитель студии изобразительного искусства». Занимаюсь рукоделием: вязанием, плетением, шитьем.
- Как Вам, многодетной маме, удаётся успешно справляться и с непростой работой педагога, и с многочисленными домашними хлопотами?
Тишина в нашем доме – довольно редкое явление. Дети – мои лучшие учителя, с их появлением время для меня стало самым ценным ресурсом. Я стала эффективнее планировать свой день, где есть время для занятий с детьми и для работы. Стараюсь быть с детьми как можно больше. Для этого школьную работу дома выполняю, когда дети спят.
- Назовите, пожалуйста, Вашего любимого писателя, актёра, музыканта.
Однозначно ответить на этот вопрос не могу. Писатели: А. С. Пушкин, Л.Н .Толстой, А.П.Чехов, А.П. Платонов и др. Актеры... нравится игра М. Аверина, С. Безрукова, фильмы с участием К.Хабенского и многие другие. Любимого музыканта выбрать тяжело, у меня их много...
- Если бы сейчас была возможность изменить свою профессию, то кем бы Вы хотели быть?
Отвечу словами Сократа: «Все профессии от людей, и только три от Бога: Учитель, Судья, Врач». Я не представляю себя в другой профессии.
В жизни по-разному можно жить:
В горести можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям!
С. Островой
Я очень люблю детей, поэтому другой профессии не представляю. Дети – моя жизнь. Мне очень нравится видеть их целеустремленность и настойчивость. Профессия позволяет не стоять на месте, а постоянно развиваться и совершенствоваться. Вместе с детьми!
Галина КАПЕЦКАЯ