Елена Владимировна Евзрезова окончила в 2000 с отличием Бресткий государственный университет им. А.С.Пушкина по специальности математика. Присуждена в этом же году академическая степень бакалавра педагогических наук. Начинала педагогическую карьеру в г. Малорита Бресткой области учителем математики и информатики. С 2014 года работает в гимназии по специальности учитель математики.
1. Елена Владимировна, почему вы избрали для себя профессию учителя математики? Что повлияло на Ваш выбор?
Оканчивала я школу в 90-х, когда нестабильность затронула все сферы деятельности человека, и, как мне казалось, только Математика осталась непоколебимой. И пока искусственный интеллект не захватил нашу планету, профессия учителя будет актуальна и нужна всем. Отсюда и выбор профессии — учитель математики.
2. Какие личные качества необходимы для того, чтобы стать учителем?
Учитель должен быть требовательным, но при этом не вызывать у учеников отчуждённость; уметь поощрять (хвалить) детей, но при этом не быть приторным; быть добрым, но без слабости (не добреньким); быть строгим, но без придирчивости; владеть чувством причастности, но не подменять обязанности учащихся; уметь прогнозировать эмоциональный отклик у учеников.
3. Что Вам нравится и что не нравится в работе учителя?
Когда глаза ученика загораются пониманием, когда ученик добивается успеха, ты понимаешь, что ты нужен, и вот тогда – крылья за спиной! Это самое главное.
4. Что Вы считаете главным в работе с одарёнными детьми?
Талантливые дети должны иметь право обучаться среди равных себе по способностям и интересам. Это дает возможность и учителю на повышенном уровне преподносить учебный материал. Занятия по свободному выбору позволяют реализовать принцип дифференциации обучения. Участие школьников в самых различных мероприятиях интеллектуального, исследовательского характера, будь то турниры, конкурсы, конференции, игры и другие даёт учащимся огромный опыт побед или поражений, повышает их самооценку и конкурентоспособность, является стимулом для дальнейшей учебы, даёт возможность соревноваться и общаться с лучшими учениками города, район, области, республики.
5. Как Вы подстраиваете учебный процесс под учеников, которым трудно даётся математика?
Математика — она для красоты. Об этом пишет Пол Локхард в отличной статье «Плач математика». И, как любое другое искусство, математику не проведешь: она либо красивая, либо нет. Нужно показать красоту математики. От конкретного к абстрактному, от рисунка к записи, от игры с числами к законам — такой может быть логика преподавания математики.
6. Мне приходилось слышать от опытной и результативной учительницы, что главные ТСО для учителя математики это – умная голова, хорошая классная доска и качественный мел. Вы с таким мнением согласны?
Абсолютно. Особенно, если это касается учителя математики. Моя «кабинетная мечта» — две хорошие большие меловые доски и SmartBord.
7. Что труднее в работе классного руководителя: организовать работу с учениками или с родителями учащихся?
Треугольник «учитель – ученик – родители» — это святое. Образование и воспитание — единый процесс, как два крыла птицы. Родители, отдавая ребенка в учебное заведение, постоянно находятся в контакте с классным руководителем. Это очень важно, чтобы родители не отстранялись, чтобы их позиция была активной в планировании не только внеклассных мероприятий, но и учебного процесса. Наверное, все в руках классного руководителя, от того, насколько активно он будет вовлекать родителей в образовательный процесс, зависит эффективность достижения общей цели. Вовлечение родителей и есть самое трудное в работе классного руководителя.
8. Вы – победитель районного и финалист областного конкурса «Учитель года». Как Вы достигли такого хорошего результата и согласились бы Вы снова принять участие в подобном конкурсе?
Желание совершенствоваться возникает у каждого на том или ином этапе профессиональной деятельности. Победа придает силы для дальнейшего роста своего мастерства. «Один в поле не воин» — пословица, которая как нельзя лучше характеризует подход к успеху. Во время подготовки к конкурсу жизненно необходимы советы, подсказки, поддержка, взгляд со стороны профессиональных коллег. Рядом с такими наставниками, как Е.В. Аникевич, В.П. Климович, С. М. Поплавская, Е.А. Карпенкова, И.В. Кошелева, Т.М. Кулаковская, А.А. Богдан и других моих коллег невозможно было не победить. Сама атмосфера гимназии настраивает только на победу.
9. Что необходимо сделать для повышения престижа профессии учителя?
Если мы будем сравнивать учителя времен толстовского Филиппка и учителя сегодняшнего, это – небо и земля. Потому что учитель той поры – это носитель сокровенных знаний, что сразу поднимало его престиж в глазах окружающих. Сейчас же учитель – это один из источников знаний, поэтому говорить о том, что учитель просто передает детям знания – это абсолютно неверно. «Непрестижность» педагогических профессий — это многогранная проблема. И повысить статус педагога в обществе можно только с принятием комплекса мер. Это не только размеры зарплат. Если бы в СМИ было больше материалов о работе учителей, их достижениях, опыте, проявлениях высокого гуманизма и самопожертвования. Обидным является тот факт, что СМИ представляют учителя в очень неприглядном виде: запрограммированность, неинтеллигентность, бедность, малоэрудированность, пародийность. Пока сам учитель не станем с приоритетом относиться к своей профессии, окружающие никогда не поверят в престижность нашей работы. Не нужно плакаться на свою тяжелую работу или низкую зарплату. Ведь в конечном итоге престижность нашей профессии вовсе не в зарплате. Престижность в интересе!
10. Ваши пожелания коллегам накануне Дня учителя.
Дорогие коллеги, вы выбрали невероятно важный и такой нелегкий путь — обучать! Пускай ваше мастерство преподавания с каждым учебным годом только совершенствуется, а каждый рабочий денек будет прекрасной возможностью достичь новых успехов! Желаю вам всегда быть счастливыми людьми и многогранными личностями, которые любят дело своей жизни и выполняют свою работу с радостью!
Галина КАПЕЦКАЯ
Опубликовано на сайте газеты «Светлагорскія навіны» 01.10.2020 г