Тамара Васильевна ГАВРИЛЕНКО, окончила Гомельский государственный университет. Начинала работу учителем биологии в Хуторской сш, работала методистом в РОНО. В гимназии с 1984 года. С 1986 по 2006г работала заместителем директора.
Учитель, образ его мыслей – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании (А. Дистервег)
- Вы родом из династии педагогов. Отец, мать, сёстры, брат, племянницы и супруг – учителя. Выбор профессии был данью традиции или зовом сердца?
- Никогда об этом даже не задумывалась. Я жила в атмосфере школьной жизни, школьных интересов и проблем, и об иной профессии даже мысли не возникало.
- Вы подготовили уже немало победителей олимпиад по биологии. Вы согласны с тем, что главный показатель эффективности труда педагога – количество подготовленных победителей предметных олимпиад?
- Безусловно, подготовить победителя олимпиады - это большое достижение для педагога, важная и очень нужная часть его работы. Однако более значимым мне кажется то, какое влияние оказывает педагог на ученика, как он способствует развитии личности ребёнка, насколько нужным учитель окажется для своего воспитанника. Огромной наградой для меня были слова одного из выпускников: «Спасибо, что в трудную минуту вы оказались рядом».
- Какие качества вы считаете главными для учителя?
- Любовь к детям, эрудиция, доброта, порядочность, терпение и … чувство юмора.
- Почему в настоящее время профессия учителя так стремительно теряет престиж?
- К огромному сожалению, в настоящее время духовность вытесняется даже не второе, а на десятое место. На первый план выходят материальные ценности, и профессия учителя становится менее уважаемой многими родителями, а вслед за ними и их детьми.
- Ваша главная отличительная черта - приветливая задорная улыбка. Это результат врождённого оптимизма или сознательно выработанная манера общения?
- Моя улыбка мне досталась в наследство от мамы, так что это врождённый оптимизм.
- Кто среди ваших выпускников за последние 10 лет стал учителем биологии?
- К сожалению, таких учеников нет. Есть несколько психологов. Все лучшие знатоки биологии поступают в медицинские ВУЗы.
- Если бы не учителем, то кем бы Вы стали?
- Учителем биологии.
- Чьё мнение о Вас для вас наиболее ценно?
- Мнение моих родителей. Мне их так сейчас не хватает. Так хочется поделиться с ними радостью и ощутить поддержку в трудный момент…
- Вы активная участница художественной самодеятельности. Можно ли сказать, что вы идёте с песней по жизни?
- И в детстве, и в молодости, и сейчас, и в радости, и в горести - душа моя поёт.
- Вы, образно говоря, «укусили хлеб с разных сторон»: работаете учителем, ранее работали методистом РОНО и заместителем директора школы. С какой стороны этот «хлеб» «вкуснее»?
- Учитель ближе к детям, имеет больше свободы в творческом самовыражении, между учителем и учеником дистанция меньше, чем между учеником и заместителем директора. Так что «хлеб учителя» употребляю с «аппетитом»
Г.А. Капецкая, учитель ГУО «Гимназия г. Светлогорска»