Воспитателем и учителем надо родиться;
им руководит прирождённый такт
А. Дистервег
Людмила Михайловна КУЛАКОВСКАЯ, окончила Гомельский государственный университет. Начинала работу учителем физики в Хуторской сш. В гимназии с 1976 года.
- Вы воспитали трёх великолепных сыновей. Как должны действовать родители, чтобы их сыновья стали достойными людьми?
- Жить их интересами, быть в курсе их дел и увлечений, знать их друзей и самим быть друзьями для своих детей.
- Непосредственно общаясь с вами, как коллега, отмечаю, что Вы – великая труженица. Как учителю избежать «усталости металла»?
- Отдых – это перемена деятельности. Люблю поработать на даче, очень нравится поплавать в бассейне. Но, по правде сказать, на каникулах я скучаю по урокам.
- Каково Ваше педагогическое кредо?
- Для того чтобы что-то не сделать - найдётся тысяча причин, для того, чтобы что-то сделать - надо только одно желание.
- С какими учениками Вам больше всего нравится работать?
- Люблю трудолюбивых учеников, т.к. физика - трудный предмет и не терпит поверхностного отношения. Успеха достигает тот ученик, которого не надо подгонять, он добросовестно и с желанием работает сам.
- В некоторых графствах Англии если человек проработал более 10 лет в школе, то в суде его показания не принимаются, считают, что теряется способность объективно оценивать события. Как учителю избежать нервных перегрузок?
- Учительская ставка 18 часов в неделю принята уже много десятилетий назад, а ведь с каждым годом увеличивается объём информации. Научные теории, за которые в начале прошлого века присуждались Нобелевские премии, в настоящее время излагаются в школьном учебнике. Один из путей снижения перегрузки педагога – дифференцированное снижение нормы учебной нагрузки на учительскую ставку.
- Вы мой грамотный соавтор в подготовке интегрированных мероприятий по физике и химии. Любите внеклассную работу по предмету, или просто выполняете её по обязанности?
- Внеклассную работу по физике провожу с удовольствием, считаю её важным звеном в работе учителя. Участие школьника в работе факультативов, кружков, проведении конкурсов, выполнение исследовательских работ развивает интерес к предмету, помогает лучше усвоить учебный материал и подготовиться к Централизованному тестированию.
- Каковы, с Вашей точки зрения, плюсы и минусы работы классного руководителя?
- Работая классным руководителем с головой окунаешься в проблемы молодёжи и забываешь о собственном возрасте, просто молодеешь душой. Но, с другой стороны, это очень трудоёмкое и хлопотное занятие, отнимающее бездну времени.
- Можно ли качественно подготовить ученика к олимпиаде не затрачивая на его подготовку собственного свободного времени?
- Увы, но занимаясь с учеником только на уроке к олимпиаде его не подготовишь. Приходится заниматься и после уроков, и во время каникул, и на факультативе, и на дополнительных занятиях, в том числе и в своё личное время.
- Организация исследовательской деятельности школьников тоже требует затраты свободного времени учителя. Оно того стоит?
- Конечно. Строго говоря, научного значения эти работы не имеют. Главное звено в исследовательской деятельности ученика – это самостоятельный поиск, в процессе которого юный физик учится проводить наблюдения, сравнивать, обобщать и делать выводы.
- Бабушка рассказывала мне легенду о том, что пава наряжала мужа павлина к вечерней церковной службе, а сама нарядиться не успела. Не кажется ли Вам, что Вы теряетесь в тени своего звёздного супруга*? Если бы Вы с Вашим знанием предмета, умением работать, трудолюбием и добросовестностью работали бы в другой школе, то получили бы побольше наград за свой труд?
- Может быть, и так. Но я ни о чём не жалею. У меня есть главное в жизни – хорошая семья и любимая работа.
Г.А. Капецкая, учитель ГУО «Гимназия г. Светлогорска»