A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Татьяна Владимировна ХОМИЧ, окончила Гомельский государственный университет,  в гимназии преподаёт белорусский язык и литературу с 1991г.

– Вы из года в год готовите победителей Республиканских олимпиад,  т.о. являетесь одним из лучших учителей страны.  Легко ли быть «маяком»?

– В первую очередь очень ответственно. Каждый год в индивидуальную работу с учеником вкладывается много труда, т.к. нельзя сдавать «занятые позиции» и опуститься ниже самой же установленной планки. Поэтому не занимаюсь репетиторством, постоянно работаю над расширением собственного кругозора и занимаюсь, в том числе и в своё свободное время,  с «олимпиадниками». И ещё очень важно научить ребёнка работать самостоятельно, без такого труда успехов в олимпиаде не будет.

– Как Вы считаете, правы ли те учителя,  которые  в принудительном порядке заставляют учеников посещать факультатив по своему предмету, говорят, что поставят ученику низкий балл, если он не примет участие в олимпиаде по его предмету?

– Камень в «огород» филологов? Понимаете, мы начинаем заниматься с ребёнком с пятого класса, к тому моменту, когда он «дорастёт» до химии и физики, уже так много потрачено времени, столько отдано сил подготовке ученика, что, естественно, филолог хочет продолжить подготовку к олимпиаде именно этого ученика, которого   «присмотрели»  химики, физики или географы. Но по большому счёту, конечно, в первую очередь надо учитывать интересы ребёнка и давать ему право выбора.

– Можно ли экзамен по такому предмету, как литература сдавать тесты? Мне кажется, это, как сказала героиня фильма «Доживём до понедельника»: «Всё равно, что прикнопить к бумаге солнечного зайчика».

– Я никогда не даю своим  ученикам тесты по литературе. С моей точки зрения, тесты могут быть только по языку. У литературы же кроме общеобразовательной,  есть ещё более важная воспитательная функция. Анализируя  поступки героев произведения,  мы учим  гимназистов грамотно выражать свои мысли, формируем определённую нравственную позицию. Порой та атмосфера, которая складывается на уроке при изучении талантливых произведений, воспитывает больше,  чем иное  воспитательное мероприятие. Заставлять школьника отвечать в тестах о  незначительных деталях  – просто кощунство. Согласна с классиком, что нельзя «поверить алгеброй  гармонию».

– Филолога нельзя не спросить о любимом писателе и поэте.

– Для меня со школьных лет главный писатель  и поэт –  Якуб   Колос. В его поэме «Новая земля» можно найти ответы буквально на все случаи жизни.

– В какие ВУЗы поступают Ваши лучшие выпускники? Есть ли среди них учителя белорусского языка?

– Мои лучшие ученики сдают ЦТ по белорусскому языку, в основном, в экономические ВУЗы. Учителей белорусского языка и литературы среди моих выпускников нет. Сейчас на третьем курсе филфака  БГУ занимается моя бывшая ученица, но  я сомневаюсь, что она пойдёт работать в школу.

– Как мама двух сыновей и классный руководитель, как Вы считаете: главную роль в воспитании ребёнка играет семья или школа?

– Всё взаимосвязано. Роль школы никто не отрицает, но главные нравственные основы закладываются в семье. Пример отца и матери – главный фактор воспитания.

– Некоторые молодые учителя мечтают о смене профессии. Вы согласились бы перейти на другую работу, скажем из-за более высокой зарплаты?

– Нет, я не хочу уходить из гимназии.  Однако  в современной системе образования я бы многое изменила. Сейчас столько ненужных отчётов, на классного руководителя возложено столько обязанностей, что он просто физически не в состоянии их выполнить. Вместо «добровольно-принудительных» культпоходов в субботу, надо дать возможность детям и родителям в субботу совместно работать и отдыхать.

– Насколько  я могу судить – Вы педагог строгий и требовательный. Как удержаться на грани разумной строгости и не стать беспощадной?

– Главное – быть справедливой и предъявлять одинаковые требования ко всем ученикам, и каждому ученику надо давать шанс улучшить свою отметку.

– Есть  классы  с математическим  и  филологическим  направлением. Почему же победители престижных олимпиад по белорусскому языку (как, впрочем, и по всем иным предметам) в большинстве своём обучаются в классах с математическим направлением?

– Дело в том, что в классы с математическим уклоном набирают учеников по баллам, т.о. в этих классах оказываются наиболее обучаемые и способные дети, которых можно подготовить к любым олимпиадам, хоть по китайскому языку.

– Что надо изменить в современной системе образования?

– На изучение белорусского языка в 10-11 классах отводится 1 час в неделю, на изучение белорусской литературы – 2 часа, а на изучение английского языка 5 часов, к тому же класс делится на две-три подгруппы. Безусловно, знание иностранного языка современному человеку необходимо, но неужели английский язык важнее родной речи?

Г. Капецкая, учитель гимназии.