Жанна Арсеньевна ЗИНЧЕНКО, учитель математики, окончила Минский пединститут, начинала карьеру в СШ №5, с 1986 года работает в гимназии.
- «Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого учиться», – гласит известное изречение. У кого из Ваших учеников сейчас не грех и поучиться?
- Назову только тех, кто стал кандидатом математических наук: Ольга Последович, окончила МГУ им. М.В. Ломоносова, Александр Кулиев, окончил Петербургский университет, Кирилл Кузьмин, доцент кафедры высшей математики БГУ, а также многие стали толковыми инженерами, грамотными программистами, в настоящее время успешно занимаются в ВУЗах.
- Каково Ваше кредо классного руководителя?
- Я придаю первостепенное значение нравственному воспитанию. Вся воспитательная работа строится на том, чтобы каждый ученик был честным, порядочным, добрым и отзывчивым человеком.
- Почему ваши ученики побеждают в олимпиадах по математике – это Ваше ноу-хау, или секрета нет?
- Сначала надо ученика увлечь и заинтересовать, а потом надо много и упорно работать. И ещё: я очень люблю всех моих математиков.
- Почему Вы не делитесь своим колоссальным опытом работы в периодических педагогических изданиях?
- Не хочу. Мне это неинтересно. Лучше я за то время, что потрачу на статьи, с учениками решу трудные задачи.
- С какими учениками Вам больше нравится работать: старательными, но не очень способными или с одаренными лентяями?
- С одаренными интереснее. Не знаю, как получается, но лентяев у меня нет. Как признался один выпускник: «Нам было стыдно приходить на ваш урок неподготовленными». В общем, всё зависит от учителя. Если педагог любит и знает свой предмет, сам много работает, то и его ученики становятся увлеченными «фанатами» математики.
- Профессия учителя предполагает постоянное выставление отметок. Легко ли быть «судьей»?
- По математике легко. У нас четко определено, сколько и за что баллов ставить. Отметки ставлю строго, но по справедливости и в соответствии со знаниями.
- Какой вопрос главный в тесте на профпригодность учителя?
- «Любите ли вы детей?» Человека, который не любит детей, нельзя пускать на порог школы, даже если он суперпрофессионал и дока в своём предмете.
- Кто Ваш любимый писатель?
- В молодости это был А.П. Чехов, Е. Евтушенко, затем сильно увлеклась Агатой Кристи, а сейчас читаю П. Коэльо и Б. Акунина.
- Что бы Вы изменили в современной школе?
- Все! Надо сделать два направления: физико-математическое и гуманитарное, с соответствующим набором программ, предметов и учебников. Ученик получает определенный минимум знаний, а затем сам выбирает направление дальнейшего обучения.
- Одно из Ваших выступлений начиналось словами «В жизни есть два вида счастья – учить математику и преподавать математику». А другого счастья не бывает?
- На первом месте у любой нормальной женщины, разумеется, ее семья: дети, муж, родители. Но от слов своих не отрекаюсь – и учить, и преподавать математику – огромное счастье!
Г.А. Капецкая, учитель гимназии.