Елена Константиновна Попкова окончила Лоевское педагогическое училище, затем Гомельский государственный университет. Работала пионервожатой, потом организатором воспитательной работы Островчицкой СШ. В гимназии преподавала русский язык и литературу с 1981 по 2011 г.
- Знаю Вас давно, и давно отмечаю наличие способностей Шерлока Холмса. Возможно, надо было приобретать профессию следователя?
– В профессии учителя эти способности мне тоже очень пригодились.
- Филологов, с моей точки зрения, просто порабощает проверка тетрадей. Как можно вообще вынести такую нагрузку?
– Сначала мне очень нравилось проверять тетради. Ведь это тоже своеобразная форма общения с учеником. Проверяя тетрадь, я словно вижу каждого гимназиста, мысленно разговариваю с ним. В последнее время стало трудновато, т.к., чтобы ничто не отвлекало, я вставала очень рано, чтобы в полной тишине проверять тетради.
- В последние годы на изучение романа Л. Толстого «Война и мир» отводилось от 4 до 12 уроков. Как можно такое глобальное произведение изучить за предложенный срок?
– Понятно, что так можно только научить не любить русскую литературу. К тому же учителю очень трудно подготовиться к таким урокам, ведь раньше мы изучали это гениальное произведение в течение целой учебной четверти, и то казалось, что маловато времени.
- Как Вы считаете, так ли уж необходима такая форма работы по развитию речи, как школьное сочинение?
– Я бы предпочла сочинению эссе или отзыв. В настоящее время от сочинений мало прока, т.к. ученики списывают их из Интернета или из изданных в большом количестве сборников сочинений.
- Кто Ваш любимый писатель? Поэт? Артист?
– Хоть и преподавала русскую литературу, люблю наших белорусских писателей: В. Быкова и И. Шамякина. Любимые поэты С. Есенин, Л. Татьяничева, артисты – Е. Бироев, Е. Сидихин и мн. др.
- Вы, начиная от 4-го и завершая 11-ым, выпустили как классный руководитель 4 класса. Какова главная трудность в работе классного руководителя?
– Для каждого класса свои трудности и свои радости. Мне кажется, что с ростом опыта работы мне все легче было находить контакт с учениками. В последние годы работы много раз посетила на дому каждого ученика, знала их братиков и сестричек, проблемы и достижения каждой семьи, что позволяло осуществлять индивидуальный подход в воспитательной работе. В пятом-шестом классах было несколько случаев, когда дети называли меня мамой. Эта оговорка, честно сказать, просто согревала сердце.
- На мой взгляд, Вы – «Мисс элегантность». Как Вы относитесь к слухам о введении единой формы для учителей?
– Крайне отрицательно. Учитель и так вечно чувствует себя зажатым в определенные рамки (кстати, не зря же у Чехова «человек в футляре» работает именно учителем), а тут всех еще заставят облачиться в казенную форму. Деловой стиль одежды необходим, несомненно, но не более того.
- Говорят, сейчас наступил дефицит общения. Молодое поколение больше сидит в Интернете, чем общается друг с другом. Как это сказывается на развитии личности ребенка?
– Я бы так не сказала. Мои ученики, во всяком случае, активно общались и продолжают общаться друг с другом и меня не забывают.
- Говорят, «хороший человек – не профессия», а, может, все-таки..?
– Надо сочетать профессионализм и личностные качества. Убеждена, что плохой человек не может быть хорошим учителем.
- Как утверждал Пушкин: «На свете счастья нет, а есть покой и воля». Вы согласны с гением?
– Воля и покой – это тоже счастье.
Галина Капецкая, учитель гимназии.