A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Н.Н. Никитенко с отличием кончила БГПУ им. М. Танка. Начинала педагогическую карьеру  в Боровиковской средней школе,  с 2011 года преподаёт географию в гимназии, учитель  первой квалификационной категории. Хобби: рисование, вязание крючком или просто находиться на природе.

- Наталья Николаевна, что повлияло на Ваш выбор профессии учителя?

Учителем мечтала стать с детства. Представляла, как стою у доски, веду урок. Мел всегда казался каким-то волшебным, поэтому шкаф в квартире всегда был исписан чудесными закорючками. В более осознанном возрасте, когда училась в школе, углубленно занималась изучением белорусского языка, но и любовь к географии пронесла через все школьные годы. Меня просто завораживала работа с картой, могла часами изучать атлас. И какова же была моя радость, когда в 11 классе, определяясь с выбором профессии, я обнаружила, что в БГПУ им. Максима Танка на факультете естествознания есть специальность учитель географии, белорусского языка и литературы. Другие варианты даже не рассматривала. В 2001 году мечта сбылась – я студентка. 5 лет в ВУЗе пролетели на одном дыхании: семестры, сессии, полевые практики, госэкзамены – и вот в руках заветный диплом с отличием.

- За что Вы любите свой предмет?

Считаю, что не любить географию – это не любить планету, на которой мы живем. Ведь это наш общий дом, а география – это целая система знаний о нем.

- Как Вы работаете по  предупреждению перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания?

Всегда, когда слышу об этой проблеме, думаю: «а какие новые предметы появились у современных школьников? Или может открыто множество каких-то новых законов в различных науках и этим перегружены школьные программы?» На мой взгляд, нынешние ученики перегружены, прежде всего, «общением» с гаджетами. Ученые подсчитали, что современные подростки от 3 до 5 часов в сутки проводят, глядя в смартфон. Теперь представьте, сколько домашних заданий  можно было бы выполнить за это время. Неумение родителей, а как следствие и детей, рационально организовать свой день, придерживаться банального режима и создает ту перегрузку, о которой все говорят. Что же касается меня, то задавая домашнее задание,  придерживаюсь нормативных документов и методических рекомендаций, предоставляемых Министерством образования.

- Какой факультативный курс по географии Вы считаете  лучшим?

Считаю, что все предложенные факультативные курсы являются прекрасным дополнением к изучаемому на уроках материалу. Они дают возможность прочувствовать глубину предмета, значительно расширить кругозор учащихся. К каждому из разработанных факультативных курсов прилагаются не только программы, но и календарно-тематическое планирование, а также методические разработки и материалы к каждому занятию. Поэтому выбор за учителем. Что же касается моих личных симпатий, то наиболее интересным считаю факультативный курс «По странам и континентам».

- М.В. Ломоносов писал: «Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие о всенародных прибытках, удобно рассуждать может». А в чём вы видите  эту «пользу от географии»?

Сейчас бы с лова Ломоносова назвали компетентностным подходом. Для того чтобы осознать, какую пользу может принести изучение географии, необходимо четко понимать суть этого предмета. К сожалению, многие ученики и родители считают, что основной задачей географии является изучение расположение объектов в пространстве. Тогда действительно стоит вопрос «зачем учить, ведь у всех есть GPS навигаторы?» Хотя с другой стороны, никто же не спрашивает, зачем учить таблицу умножения, ведь калькуляторы появились еще раньше. Я считаю, что современная география – это целый комплекс сведенных воедино знаний из области физики, астрономии, математики, истории, биологии и других наук о динамичной системе под названием географическая оболочка. Изучение этого предмета в школе позволяет сформировать целостную, гармонично развитую личность. Ученика, способного глубоко мыслить, анализировать и делать выводы, а не потребителя готовой информации. Считаю, что невозможно стать хорошим экономистом, маркетологом, специалистом в области туризма, не имея прочных и глубоких знаний по географии. Сегодняшние реалии таковы, что значение и важность нашего предмета недооценены. Очень надеюсь, что в будущем мы вернемся к трём часам географии в неделю в школе и сдачи экзамена при поступлении на некоторые специальности, к примеру, экономические.

- Никто не отрицает значение предметных олимпиад. Но правильно ли считать результаты, полученные на данных олимпиадах, основным показателем качества работы учителя?

Безусловно, победы на олимпиадах – это важный показатель работы, ведь за этими результатами стоит кропотливый и усердный труд и педагога, и ученика. Но я не могу сказать, что этот показатель самый важный. Каждый учитель-предметник сталкивался с ситуацией, когда работаешь с учеником, вкладываешь в него свой труд, делишься знаниями, а какого-то яркого результата не получаешь. А бывает и так, что с первого занятия, как говориться «учитель и ученик нашли друг друга», и тогда можно достичь победы более высокого уровня. В процессе обучения все не так однозначно. Надо помнить и о том, что победы на олимпиадах – это результат работы с несколькими детьми. Думаю, что не менее важным показателем работы является и то, что целый класс ребят с удовольствием и желанием приходит к тебе на урок. Ведь заинтересовать и увлечь одного гораздо легче, чем целый коллектив.

- Старый анекдот: «Вор говорит учителю: «Отдавай часы!» Учитель в ответ: «Часы не отдам – бери классное руководство!» Вы согласны с мнением, что, хотя бы в гимназиях, должны быть преподаватели-предметники и «классные дамы»?

Наверное, это вопрос для отдельной статьи. С одной стороны классное руководство отнимает уйму времени. Конечно, при условии, что все обязанности выполняются добросовестно. И действительно я сталкивалась с тем, что в некоторых школах, особенно с большой наполняемостью, есть такая должность «классная дама». Я думаю, это не лишено смысла, т.к этот человек может больше времени уделить воспитательному процессу, даже работая на параллель или два  класса. А классный руководитель может при этом заниматься ведением документации, контролем образовательного процесса. Но с другой стороны, получая классное руководство, ты становишься «многодетной мамой». Отношения с этими детьми выходят на иной ментальный уровень. На сегодняшний день я являюсь классным руководителем 11 Б класса. И, несмотря на весь объем работы и все трудности, каждый в отдельности и все вместе эти ребята уже часть моей жизни. Поэтому «вору», пожалуй, отдала бы часы.

- Если бы Вам предложили сейчас другую, материально более выгодную работу, Вы бы согласились перейти?

Может в первые несколько лет работы и согласилась бы. Будучи молодым специалистом, испытывала много трудностей, и не раз хотелось все бросить. Когда старшие коллеги говорили, что «кайф от работы начнешь получать с опытом», то в это не верилось. И действительно, на сегодняшний день, я так подумала, что и делать-то ничего больше не умею. Да и не хочу я другим делом заниматься. А вот зарплату побольше хотелось бы. У географа душа путешественника, а для путешествий нужны средства.

- Каким Вы видите будущее современной школы?

Не смотря на то, что ответе на предыдущий вопрос я критиковала чрезмерное увлечение гаджетами, считаю, что будущее, и даже уже настоящее, за информационными компьютерными технологиями. А одной из основных задач современной школы считаю научить ребят использовать эти технологии во благо, а не во вред. При наличии в свободном доступе такого количества информации учащиеся становятся бездумными потребителями контента, перестают мыслить. Ведь на любой проблемный вопрос, предложенную идею или ситуацию в сети уже имеется готовый ответ или мнение. И кого мы получим в результате на выходе из школы? Однако, никто не станет отрицать, что увидеть в режиме реального времени извержение вулкана, проследить за пять  минут геологическую историю Земли, изучить определенную территория по спутниковым снимкам, находясь в кабинете, все это является несомненным плюсом при изучении нашего предмета. И все это, а также многое другое, стало нам доступно лишь с внедрением в образовательный процесс ИКТ. Кабинет географии в гимназии оснащен по последнему слову техники. У нас в кабинете имеется компьютер с выходом в интернет, телевизор, интерактивная доска. Уюта также добавляют новая мебель и современные стенды. Пользуясь случаем, я хотела бы поблагодарить Кулаковского П.М. Под его руководством кабинет был укомплектован всем этим оборудованием. А также хотелось бы выразить слова благодарности заместителю директора по хозяйственной части Коржу Анатолию Михайловичу, который оказывал всяческое содействие в решении вопросов ремонта и оснащения кабинета. Могу смело заявить, что из всех кабинетов географии в районе наш является самым лучшим и одним из лучших в области.

- Какие интернет-ресурсы Вы рекомендуете использовать учащимся для более полного усвоения курса географии?

Интернет-ресурсов сейчас такое множество, что сложно выделить какие-то отдельные. Все зависит от изучения определенной темы или поставленной задачи. Если нужны электронные версии учебников, обращаемся к сайту adu.by. Часто пользуемся электронной библиотекой БГУ - bspu.by. Ученикам, как правило, рекомендую просматривать информацию на нескольких сайтах, т.к данные могут кардинально отличаться, а это учит их сравнивать и анализировать, искать.

Галина Капецкая

Опубликовано на сайте газеты «Светлагорскія навіны» 27.08.2019 г.