Е.А. Карпенкова окончила Барановичский педколледж (учитель обслуживающего труда), БелГУТ (инженер-экономист), Академию последипломного образования (преподаватель информатики). Начинала педагогическую карьеру в СШ №6 г.Светлогорска. С 2008 года преподавала информатику в СШ №11. С 2012 года работает в гимназии учителем информатики высшей квалификационной категории. Является администратором сайта гимназии. Педагогическое КРЕДО: «Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому». Дважды награждена грамотами Светлогорского отдела образования, спорта и туризма. Хобби: шитье и плавание.
- Елена Анатольевна, почему Вы выбрали эту профессию?
В детстве профессия учителя казалась мне очень интересной, и по сей день мое мнение не изменилось. Получив сначала педагогическое, а потом экономическое образование, я решила, что хотела бы всё же работать в школе. Только в качестве преподаваемого предмета выбрала информатику, ведь она включает в себя множество основ разных наук и компьютер может стать эффективным средством для подготовки учащихся к целому комплексу предметов. Стремительное развитие технических средств выдвигает повышенные требования к организации процесса обучения детей. Вслед за IT-технологиями развивается информатика, в учебные программы вводятся новые темы, вот и приходится все время учиться, заниматься самообразованием, узнавать что-то новое.
- Какие темы школьного курса информатики являются самыми трудными в плане подготовки к урокам учителю и ученикам?
Каждая тема из школьного курса информатики требует тщательной подготовки учителя к урокам, однако трудных тем для меня нет. Если же говорить об учениках, то труднее всего учащиеся усваивают темы, связанные с программированием. И проблема здесь, как мне кажется, в том, что 1 часа в неделю для изучения программирования не хватает. Убеждена в том, что, чем больше ребёнок решит задач и напишет программ, тем лучше сможет усвоить эту тему. За 45 минут на уроке можно успеть многое, но для понимания основ программирования всё же нужно больше времени.
- Вы согласны с мнением, что ранее основными требованиями к учебным знаниям были запоминание и умение воспроизвести материал, а сейчас более важным становится умение ученика найти и применить новые знания при решении определённого класса задач?
Да, согласна. В современном быстро меняющемся мире задача урока – не передача детям максимально возможного объема знаний, а возможность научить детей саморазвитию и самообразованию. Например, если на уроках информатики ученик научится работать в одном графическом редакторе, то предполагается, что аналогичный программный продукт он сможет с легкостью освоить самостоятельно. А ещё на уроках информатики необходимо помочь ребёнку обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
- Какие программы-тестировщики Вы используете для контроля знаний?
В своей работе я использую программу «MyTest». Эта программа позволяет мне самой составлять вопросы и работает с десятью типами заданий. С помощью «MyTest» можно быстро собрать, проанализировать результаты теста, выявить и устранить пробелы в знаниях. Поэтому я отдаю предпочтение этой программе.
- Какие электронные средства обучения (ЭСО) Вы чаще всего используете в работе?
Самые разнообразные, рекомендованные Министерством образования. Например, электронный практикум по курсу «Основы алгоритмизации и программирования» (7-9 класс), «Текстовый редактор 6, 8 классы», интерактивное пособие для 10 класса «От символов до строк» и другие.
- Если бы Вам предложили перейти работать на промышленное предприятие, Вы бы оставили гимназию?
Провокационный вопрос. Мне нравится работать в гимназии, с удовольствием прихожу на уроки, но... Немаловажным фактором является финансовая составляющая педагогической деятельности. Все-таки у меня трое несовершеннолетних детей... Поэтому не буду делать категоричных заявлений.
- Писатель Эрленд Лу утверждает: «Мне кажется, что значение Интернета сильно преувеличивают. По большому счету он состоит из ненужной информации, без которой мне было бы легче жить». Вы с ним согласны?
Я читала, что норвежский писатель Эрленд Лу часто использует при написании своих произведений юмор и преувеличения... . Он, например ещё сказал, что «Норвегия ... бедная страна, у нее бедная история, бедный язык, бедные культура и искусство, она почти во всем бедная, одно только и есть богатство — нефть...». Как бы то ни было, у меня другая точка зрения на интернет. Я практически всегда нахожу в нем ответы на интересующие меня вопросы, связанные с профессиональной деятельностью, ведением хозяйства, хобби, здоровьем. На мой взгляд, важно анализировать найденное, в потоке информации из разных источников находить нужный ответ. И еще интернет для меня– это открытые двери в страну «Самообразование».
- Расскажите, пожалуйста, о своей работе администратором сайта гимназии.
Сопровождение сайта гимназии отнимает много сил и времени, но оно того стоит. Испытываю чувство удовлетворения, осознавая, что еженедельно сайт посещают около 2000 человек. Конечно, над сайтом трудится большое количество людей, я только отвечаю за техническую сторону вопроса. Наш сайт - это результат совместного творчества администрации и учителей, учеников и их родителей. Я, как администратор сайта, принимаю материалы от всех, кому небезразлична судьба гимназии. Мы стараемся сделать так, чтобы у сайта было своё лицо, чтобы все: и педагоги, и учащиеся, и родители - могли найти для себя что-нибудь интересное, полезное.
Кстати, в 2019 году исполнится 45 лет со дня основания нашего учреждения образования. В связи с этим мы открыли на сайте новую рубрику «Наши выпускники», где будем рассказывать о судьбах тех, кто в разные годы окончил СШ №7 или гимназию. Приглашаем к сотрудничеству!
- Посоветуйте родителям учащихся, что делать, когда ребёнок становится на глазах «интернетзависимым»?
Интернет - это часть научно-технического прогресса. С ним нужно научиться сосуществовать. Запреты ни к чему не приведут. Ограничивать время нахождения ребенка в интернете – хороший совет, но здесь нужен тотальный контроль со стороны родителей, что не всегда получается. Да родители и сами не прочь «посидеть» в интернете. Что же мы хотим от детей? Выход один - переключить ребенка на другое увлечение. Вплоть до того, что вместе с ним кататься на роликах, велосипедах, ходить в бассейн и т.д. Придумать общее семейное занятие! Важно отыскать позитивный и сильный источник эмоций, который перебьет ощущения от виртуальных игр. Это совместное увлечение может быть связано и с интернетом. Например, можно завести кулинарный блог или канал о кулинарии, заниматься обучением игре на гитаре онлайн и т.д. Будьте примером для своего ребенка во всём! И, конечно, в вопросах, связанных с интернетом.
Г. А. Капецкая
Опубликовано в газете «Ранак+» 19.12.2018г.