И.И. МАКСИМЕНКО, окончила Гомельское педагогическое училище в 1993г., Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка в 1997г. Начинала педагогическую карьеру в средней школе№1, с 2009г. работает в гимназии учителем начальных классов. Учитель высшей квалификационной категории, победитель районного конкурса профессионального мастерства педагогов(2013г), победитель специальной номинации партнеров интернет-ресурса boombik.ru (Российская Федерация), 4 интернет-конкурса "Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов"(2015г). Награждена грамотами управления образования Гомельского облисполкома, Светлогорского райисполкома, отдела образования, спорта и туризма. Педагогическое кредо - слова В.А. Сухомлинского: «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». Хобби - домашнее хозяйство, летом выращивает домашних птиц.
-Инна Ивановна, почему Вы стали учителем начальных классов?
Осуществила свою детскую мечту. Игра в школу была главной игрой моей жизни. На каблуках, с указкой, с самодельным журналом учила всех подряд: родителей, друзей, кукол, кошек. У бабушки в деревне - свиней, корову, кур. Моя двоюродная сестра, тоже учитель начальных классов, за хорошую работу поехала на несколько лет в Германию учить детей. Не знаю, как тогда выбирали учителей, но это был предел фантазий для меня. Хотя я толком и не понимала, где Германия и что там делают. Старшая сестра тоже поступила в пединститут. "Выберите себе профессию по душе, и вы не будете работать ни дня в своей жизни", - эти слова мудрый Конфуций сказал обо мне. И как бы трудно порой ни было (иногда хочется уволиться, всё бросить), не жалею о своём выборе и благодарю Бога за то, что сделал меня учителем. А муж говорит, что я без школы не выживу.
-Нужны ли какие-то особые качества человеку, который избрал эту профессию?
Мне очень нравится, как рассуждает по этому поводу С.И. Гин (Светлана Ивановна сотрудничает с гимназией по различным инновационным проектам). Если спросить у родителей, какой должна быть первая учительница, то услышишь: добрая, внимательная, спокойная, доброжелательная, чуткая, отзывчивая, заботливая, понимающая, справедливая, сдержанная, жизнерадостная, увлечённая, хозяйственная, энергичная, ответственная, грамотная, эрудированная, интеллигентная, творческая, красивая, интересная, артистичная, модная….. Это в других профессиях бывают лентяи, обманщики, хамы и т.д. Учитель ведь работает с детьми, а дети – святое. Но мы – обычные люди, со своими слабостями и недостатками. Главное любить детей и уважать их. А ещё необходимы такие качества, как трудолюбие, артистизм, гуманность, доброта, общительность.
-Что является самым сложным в Вашей работе?
В наши дни – работа с родителями и огромное количество разнообразной ненужной бумажной работы, порой - ненужные конкурсы.
-Как Вы считаете, надо ли начинать изучение иностранного языка в начальной школе?
Большинство родителей считают, что это просто необходимо, ведь "без английского сейчас никуда". Думаю, они правы. Правда, не все задумываются о том, что для его успешного освоения требуется приложить немало усилий. У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Порой обидно, что дети английскому языку уделяют больше внимания, чем русскому или белорусскому. Иногда жаль, что дети слишком загружены. Каждый ребенок индивидуален, поэтому «универсальный возраст» начала обучения обозначить практически невозможно. У детей разная память, разные способности к восприятию информации на слух и различные артикуляционные возможности. Есть учащиеся, которые успешно изучают несколько иностранных языков. Так что трезвая оценка способностей ребенка — это первый шаг к тому, чтобы сделать его либо успешным, либо просто счастливым.
-Как Вы думаете, надо ли ставить отметки учащимся в первом классе?
Переход от дошкольного, "игрового" детства к школьному, "учебному", - очень непростой и многоступенчатый процесс. Успехи ребенка в школьной жизни зависят от большого числа факторов: общего умственного развития, уровня познавательной активности, умения сохранять и поддерживать учебную деятельность, сознательно подчинять свои действия правилу, предлагаемому учителем, принимать систему новых требований и норм поведения, умения сохранять и поддерживать необходимый уровень внимания, обладания развитой слухо-речевой и зрительной памятью и достаточно высоким темпом деятельности. Поэтому в первом классе отметки выставлять не надо. А вот во 2 классе - необходимо. Современных ребят очень трудно заинтересовать, им нужен стимул, нужно знать, как они усвоили тот или иной материал.
-Учителя физического воспитания считают, что этот предмет не должны преподавать учителя начальных классов. А Вы как считаете?
Меня обучали преподаванию уроков физической культуры. В первом классе, работая в саду, учителя начальных классов гимназии хорошо справляются с этими уроками. Совместные спортивные игры и эстафеты помогаю детям сплотиться, лучше узнать друг друга. В школе всё по-другому. Учителя физкультуры порой не понимают, что перед ними маленькие дети с их страхами, болезнями, неумением сделать какое-либо упражнение. Я считаю, что учителя начальных классов не хуже предметников проведут любой урок физкультуры. Вопрос стоит в наличии зала для учащихся начальной школы, инвентаря и времени на переодевание для самого учителя.
- Надо ли детям летом непременно прочесть книги, которые рекомендуются для внеклассного чтения? Может, лучше пусть ребёнок читает сам то, что ему интересно?
Отсутствие интереса к чтению в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий является главной проблемой подрастающего поколения. Очень мало ребят читают то, что им задают. Список литературы в последнее время даю лишь тем родителям, кто об этом просит. Можно предложить 5-6 произведений, но лучше составить личные списки с учётом уровня развития и интересов каждого ребёнка. Я полностью согласна с тем, что будет лучше, если прочитают то, что интересно, чтобы не потерять за лето навык беглого чтения, чем просто взять книгу в библиотеке, почитать пару страниц и сдать, т.к. книга «не читается».
-Будь Ваша воля, что бы Вы изменили в перечне предметов и их программе?
Главная сложность современного образования в том, что мы не знаем, в каком мире предстоит жить нашим детям, какие навыки и знания им понадобятся. То, что сегодня является реальностью (тот же Skype или банковские карточки), еще пару десятков лет назад было для нас чем-то из области фантастики. Что ожидает наших детей, мы даже предположить не можем. Именно поэтому основная задача современного образования – сформировать потребность и умение учиться. Мыслящий человек, который знает, как и где он может добыть знания, не пропадет в любых условиях. Главная задача ребенка в начальной школе – научиться учиться. Ему необходимо понять, что это его работа, за которую он отвечает. Я бы убрала все факультативы и дополнительные занятия, в том числе, платные. Каждый день должно быть не более четырёх уроков во 2 классе, максимум пять уроков в 3 классе. Нужно пересмотреть систему проведения классных и информационных часов. Воспитывать надо, но когда это происходит на 6 уроке, уже не до воспитания и внимания. Очень большая насыщенность учебного материала. Практически по всем предметам ребята не успевают хорошо запомнить одно, как уже должны учить другое. Уровень их навыков не всегда соответствует требованиям к выполнению заданий. По санитарным нормам домашних заданий должно быть минимум, а как подготовить к итоговым контрольным работам, особенно в 1 классе? Выручают всё те же дополнительные занятия дома и в школе. Много несоответствия между требованиями и предполагаемыми результатами.
-Надо ли переходить уже в начальной школе на предметное обучение?
Мне кажется, что маленьким детям, попадающим в незнакомый мир школы, важен первый учитель, а не несколько взрослых, пытающихся его чему-то научить. Хороший первый педагог – выигрышный лотерейный билет. Авторитет первого учителя – очень важный момент. Конечно, качество знаний, возможно, было бы лучше, т.к. подготовиться к одному предмету легче, чем к 4-5. Один учитель – это, в первую очередь, понятная система требований к ребенку и к семье, которая способствует адаптации ребенка к системе школьных правил. Много учителей - разные требования, поэтому дети теряются и в результате не понимают, чего от них хотят. Родителей беспокоит, что «приходящий» учитель не так заинтересован в ребенке и его успехах, как один по всем предметам учитель начальной школы. Он не знает особенностей детей, поэтому ограничен в возможности помочь ученику в случае затруднений.
-Что бы Вы посоветовали родителям учащихся, которые обратятся к Вам с такой проблемой: «Сын не хочет идти в школу из-за конфликта с одноклассниками. Оказалось, что те ребята, с которыми он повздорил, придумали ему издевательские клички».
В начальной школе хорошо помогает «магическое заклинание», которое я разучиваю с детьми: "Абра мубра ракадуга, веке креке курубе, всё, что хочешь для другого, нехорошего, плохого, пусть воротится к тебе". Объясняю детям: если тебя смешат эти слова, значит, все "дразнилки" не про тебя, и смеяться над тобой станет совсем неинтересно. Запоминаем элементарные пословицы: «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнёшь», «Добро всегда добром возвращается, а зло – наказанием», «Не рой яму другому, сам в неё попадёшь». Обожаю золотое правило нравственности: «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». И вообще, совместно с родителями надо убедить ребёнка в том, что неприятности не у того, кого дразнят, а у того, кто это делает. Ребенку следует дать понять, что полностью счастливый и довольный собой, своей внешностью, своим характером и уверенный в себе человек не станет обращать внимания на недостатки других, даже если эти недостатки реальные. Нужно улыбнуться. Просто так. Как крошка Енот.
Г. А. Капецкая
Опубликовано в газете «Ранак+» 21.11.2018г.