В.В. Кумаков окончил Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. Учитель высшей квалификационной категории. С 1994 года преподаёт информатику в сш №9, С 2016 года по совместительству и в гимназии. 10 лет был руководителем МО учителей информатики города. Педагогическое КРЕДО: "Только вперёд! Либо я найду путь, либо проложу его сам!" Хобби: дача, велосипед.
-Владимир Владимирович, почему Вы избрали для себя профессию учителя?
Мои родители – учителя. Мама учитель математики, а отец историк. Можно сказать, я вырос в школе. Можно было поступать и на учителя математики, и на учителя истории. Но после посещения первых уроков информатики будущая профессия была выбрана задолго до окончания школы. И в 1989 году я поступил на математический факультет БГПУ им. М. Танка. Огромно спасибо всем преподавателям математического факультета за достойное по тем временам образование. СССР развалился, митинги на площади и кругом паника.
-Что Вы считаете главным при изучении информатики?
При изучении школьной информатики на выходе мы хотим получить грамотного пользователя. Главное при изучении любой науки – читать книги. В случае с информатикой это, в основном, электронные книги, инструкции, обучающее видео. Зачем? Информатика — это наука, которая развивается быстрее других. С появлением новых видов техники (смартфоны, сканеры, принтеры и т. д.) появляются новые программы, а универсальность компьютера бьёт все рекорды (заказ билетов, еды, товаров, переписка, банковские операции и т. д.) После изучения материала необходимо закрепить все на практике.
-Насколько современны и актуальны требования учебной программы и содержание школьных пособий по информатике?
Так как информатика стремительно развивается, так же стремительно меняется и программа по информатике. Еще несколько лет назад мы на уроках ограничивались текстовым и графическим редакторами, а теперь на уроках учащиеся делают анимации, а в 11 классе – свой сайт. В 8 классе с этого года вводится тема «Технология обработки аудио- и видеоинформации». Работа в Интернете начинается с 6 класса.
-Какие обучающие компьютерные программы Вы предпочитаете использовать в работе?
Обучающие программы могут быть любые. Неплохие обучающие программы появляются после республиканского конкурса «Компьютер. Интернет. Образование» Эти программы делают учителя, которые работают в школе и каждый день сталкиваются с учениками разной подготовленности. Дополнительные материалы я размещаю на своем сайте https://vlkum2.wixsite.com/sh9inform. Обучающие презентации делаю сам.
-Какие темы являются наиболее трудными для усвоения школьниками?
Наиболее трудной темой в информатике является тема «Программирование» Эта тема есть в каждом классе с 6 по 11. В 6 классе эта тема похожа на интересную игру. Мы пишем команды, и на экране происходит действие. С 7 класса начинаются математические задачи, которые иногда очень тяжело запрограммировать.
-В прошлом учебном году издано новое пособие по информатике для 7 класса. Новый учебник лучше предыдущего?
Однозначно лучше: 1) он новый; 2) написан простым языком; 3) замечательная информативность; 4) огромное количество примеров.
-Как Вы считаете, по данным Исследовательский центра ИПМ в нашей стране по рейтингу заинтересованности в предмете, на каком месте и почему находится информатика?
По рейтингу заинтересованности информатика находится на первом месте. Причин несколько: 1) престиж профессий, связанных с IT; 2) легкий (исключение программирование) предмет; 3) визуально видишь свой результат на мониторе; 4) нужен для всех предметов; 5) нет ЦТ.
-Материальная база компьютерного класса 9 школы и гимназии соответствует современным требованиям?
Для работы с программами школьного курса вполне, но всегда хочется мощнее и быстрее. Учительский компьютер можно модернизировать раз в два года. Учитель информатики выполняет много работ не связанных с уроками информатики.
-Ваши ученики добились замечательных результатов на олимпиадах различного уровня. Что надо делать, чтобы работа учителя была результативной?
До прошлого года я был районным тренером по подготовке учащихся к олимпиадам по информатике. Я уже не тренер, но городская команда (ребята из разных школ города) приходит ко мне заниматься. Я не делю ребят на своих и чужих. Для меня главное – желание работать. Чтобы работа была результативной, надо уважать труд ребят, которые после уроков приходят к тебе работать. Пару слов о нашей олимпиаде. Она называется по информатике, но это не совсем так. Все наши олимпиады по спортивному программированию: за несколько часов (обычно 5 часов) нужно решить от 4 до 10 задач. Этому не учат ни на одном уроке информатики. Получается, что на олимпиаду по информатике мы готовим учащихся совершенно по другому предмету.А еще для результативности подготовки нужно любить свою работу. Наши результаты за прошлый год https://vlkum2.wixsite.com/sh9inform/nashi-uspehi
-Какие электронные учебники по информатике Вы рекомендуете использовать учащимся?
Электронные учебники могут быть любые, главное, чтобы ученик брал из них знания и использовал на практике.
Г. А. Капецкая
Интервью опубликовано в газете «Ранак+» 03.10.2018г.