Внедрение модели технологичного формирования метапредметной компетентности учащихся II ступени общего среднего образования
Сроки проведения инновационной деятельности: 2024–2029 годы.
Цель инновационного проекта:
Выявить педагогические условия преемственной реализации образовательного процесса, направленного на технологичное формирование метапредметной компетентности у обучающихся на второй ступени общего среднего образования.
Задачи инновационного проекта:
- 1. Выявить сущность и структуру образовательного результата, отражающего сформированность компонентов метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования, уточнив его особенности для учащихся V, VI, VII, VIII и IX классов.
- 2. Осуществить спецификацию диагностического обеспечения образовательного процесса, направленного на технологичное формирование метапредметной компетентности у обучающихся второй ступени общего среднего образования.
- 3. Разработать методические ресурсы, позволяющие реализовать процесс преемственного технологичного формирования метапредметной компетентности у обучающихся V – IX классов, уточнив их номинал и специфику на каждом этапе.
- 4. Апробировать в условиях реальной практики и дать оценку эффективности внедрения в образовательный процесс разработанных методических ресурсов, обеспечивающих успешное технологичное формирование метапредметной компетентности у обучающихся V – IX классов.
- 5. Обеспечить мониторинг качества внедрения модели и создание методического обеспечения, позволяющее тиражировать инновационный опыт в широкую образовательную практику.
Целевая аудитория: педагоги и учащиеся II ступени общего среднего образования ГУО «Гимназия г. Светлогорска».
Сроки проведения инновационной деятельности: 2024–2029 годы.
Обоснование целесообразности реализации инновационного проекта
Инновационный проект «Внедрении модели технологичного формирования метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования» направлен на решение задач, поставленных в Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года и с опорой на концептуальные идеи, сформулированные в названном документе. В Концепции представлено обогащенное понимание комплекса индикаторов, маркирующих качественное образование, являющееся фундаментом инновационной экономики и социального развития. В названном документе отмечается, что качественное образование немыслимо без комплекса новых образовательных технологий и системы новых педагогических знаний, фундирующих их продуктивное использование. В течение последних пяти лет качество отечественного образования оценивается исходя из уровня сформированности у обучающихся личностных, предметных и метапредметных результатов.
Метапредметная компетентность как образовательный результат обеспечивает конкурентоспособность выпускников учреждений образования, позволяет успешно формировать у молодежи инновационное мышление, творческие способности, готовность принимать решения в ситуации неопределенности, установки на сотрудничество и обучение в течении всей жизни.
Человека, обладающего метапредметной компетентностью, отличает мобильность, самостоятельность, критичность, ответственность. Метапредметная компетентность является детерминантой готовности к эффективному использованию на практике освоенных в процессе обучения знаний и умений, потребности и способности непрерывно обогащать свой личностный потенциал, включаться в совместную деятельность.
Современный мир характеризуют с помощью аббревиатуры VUCA (volatility – нестабильный, uncertainty – неопределенный, complexity – сложный и ambiguity – неопределенный). Это означает, что социокультурные реалии высоко динамичны, сценарии будущего вариативны, объем информации непрерывно увеличивается, компетенции требуют постоянного обновления, цифровые технологии все глубже проникают в различные сферы жизни человека, масштабируется использование искусственного интеллекта, интернета вещей, конвергентных технологий (NBIС – нано, био-, информаицонные, когнитивные).
Сверхмощные возможности современных технологий и их беспрецедентное влияние на мир, в котором живет человек, обусловливает новый «образ образованного человека» ближайшего будущего. Этот образ содержательно интегрирует такие качественные характеристики как человечность и технологичность. Результаты образования, рассматриваемые в «первом измерении» (человечность) описываются с помощью категорий «нравственность», «ответственность», «креативность», «способность к позитивному самоизменению средствами образования». Результаты, описываемые во втором измерении» раскрываются через способность обучающегося построить деятельность на технологической основе, что гарантировано обеспечивает ее эффективность. Своеобразной точкой сборки всех названных выше качеств, с помощью которых описывается образ современного образованного человека, выступает метапредметная компетентность.
Изложенное выше указывает на востребованность и актуальность предлагаемого инновационного проекта в контексте выполнения системой общего среднего образования государственного заказа, связанного с обеспечением качества образования.