Это важно знать!
В любом конфликте родителя и учителя страдающая сторона — всегда ребенок, вне зависимости от того, кто прав, кто одерживает победу, а кто терпит поражение. Ребенок вынужден защищаться от тех, кто борется за него, вынужден мириться с тем, с чем мириться не должен, соглашаться с тем, с чем не должен соглашаться, но уже первая конфликтная ситуация показывает ему, что он всегда проигрывает — вне зависимости от того, выигрывает родитель или выигрывает учитель.
Это важно знать!
Эффективное взаимодействие — это не «убийство» словом или взглядом, а умелое отстаивание своей позиции при корректном, спокойном и доброжелательном отношении к «противнику».
К конфликтам чаще всего приводят ситуации, когда:
• «грехи» отдельных детей (или всех вместе) обсуждаются при всех родителях. Всеобщее и прилюдное обвинение рождает протест;
• учитель разбирает не конкретную ситуацию, а ситуацию вообще («невнимателен», «не старается» и т. п.);
• учитель использует тактику обвинения и соответствующие интонацию, жесты, взгляды.
Единый алгоритм решения любого школьного конфликта
Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
Второй момент — анализ ситуации без превратности.
Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
Итак, о чём нужно помнить во время спора:
– говорите только о фактах разногласия и не переносите его на личности;
– не говорите прямо, что оппонент не прав. Личная критика или категорическое суждение не приводит к переубеждению, а вызывает стремление оправдать себя, встать на защиту своей чести;
– не говорите обидных слов. В споре характерен закон «эмоционального зеркала»: нервозность одного рождает нервозность другого, злость порождает злость. Чтобы ваше слово действовало, говорите деликатно, не оскорбляя;
– веское замечание воспринимается легче, если следует за одобрением;
– уважайте личное достоинство людей. Давайте людям в общении то, чего они ждут от вас: одобрение, признание, уважение.
- предложите собеседнику встать на ваше место, спросите его: «Что делать?»