Социальные профессии, такие как воспитатель, учитель, педагог, психолог и другие, имеют предметом своей деятельности взаимоотношения с различными людьми, что требует большой психоэмоциональной отдачи работника данной сферы деятельности. В свою очередь это оставляет определенный след на личности самого профессионала. Этот след, может оказать негативное влияние на личность человека и привести к развитию профессиональных деформаций, и крайнему их проявлению — профессиональному выгоранию.
Профессиональное выгорание— это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты» (Гринберг Д., 2002).
Синдром профессионального выгорания- самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание — это дистресс, или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения.
Любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Профессии педагога и психолога являются еще более сложными, поскольку и тот и другой в процессе работы взаимодействуют и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно, и специалист испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. Даже если конкретная встреча, разговор, мероприятие заканчивается, казалось бы, болезненно, с положительным результатом, через какое-то время «копилка» эмоций специалиста окажется переполненной и любое взаимодействие в системе «человек-человек» будет восприниматься им как нежелательное и травмирующее.
Синдром профессионального выгорания не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры. Однако можно назвать ряд специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики. Профессии педагога и психолога относятся именно к этой категории.
Исследования доказали, что через 20 лет у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное «сгорание», а к 40 годам «сгорают» все учителя. Кроме того, даже у начинающих педагогов показатель степени социальной адаптации оказался ниже, чем у пациентов с неврозами, что в поведении проявляется в несдержанности, грубости, неуверенности, тревожности. Так, низкий уровень оплаты труда вынуждает многих учителей и психологов брать на себя лишнюю учебную нагрузку в школе (огромное количество учебных часов), в детском саду (работа в две смены), а зачастую и дополнительную работу, связанную с репетиторством или уходом за детьми. Ко всему этому представители данных профессий часто не испытывают удовлетворения от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимым материалом.
Синдром профессионального выгоранияразвивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982)
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
· начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
· исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
· возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
· возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
· неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
· притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
· такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Можно провести личную экспресс- самодиагностику и оценить собственные тенденции к выгоранию (или их отсутствие).
На следующие предложения отвечайте «да» или «нет»:
1. Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен.
2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления.
3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
4. То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики.
5. На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.
6. Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно.
7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.
8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её к лешему.
10. За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое.
Количество положительных ответов подсчитайте. Оценка результатов:
0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит.
2-6 баллов. Вам необходимо отдохнуть, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, возможно, нужна помощь специалиста.
Деятельность педагога насыщена различными напряжёнными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления, уметь восстанавливать и укреплять свое здоровье. Учителя, владеющие активной тактикой сопротивления стрессу, имеют низкий уровень выгорания.
Психология предлагает множество способов для профилактики и коррекции профессионального выгорания, развития эмоциональной устойчивости педагога.Профилактика должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога. Своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления работы.
1. Организация деятельности. В плане профилактики синдрома выгорания следует большое внимание уделить организации рабочего места и времени. Здесь можно говорить о создании благоприятных условий во время рабочего дня: обеспеченность справочными материалами и пособиями, техническая оснащенность. Помещение должно соответствовать нормам санитарно-гигиенических требований (освещенность, температура, удобная мебель). Кроме того, важна возможность технического перерыва для принятия пищи, отдыха (восстановления сил).
2. Улучшение психологического климата в коллективе. Одним из факторов, нарушающим психологический климат в коллективе, является низкий уровень материальной обеспеченности учителей, из-за чего люди часто не имеют возможности снять груз переживаний и расслабиться. Тем не менее, решение вопроса можно найти в расширении духовной сферы личности человека (кругозора, эстетических потребностей). Пребывание на природе, походы в театр, корпоративные мероприятия, длительный сон, вкусная еда, общение с животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое и т.п. – всё это ведет к снятию у сотрудников стрессовых состояний, большей терпимости и взаимопониманию.
Известный петербургский психотерапевт А.В.Гнездилов, обсуждая вопрос о профессиональном «выгорании», пишет: «Стремление к профессиональному совершенствованию, внимание к собственным эстетическим запросам, постоянное сознание необходимости делать добро будут способствовать созданию той атмосферы, в которой возможно купирование многих стрессовых реакций».
3. Работа с индивидуальными особенностями.
1) Необходима работа по развитию у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию и др. Мощным фактором развития личности, определяющим ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов, является креативность.
2) Формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.
Саморегуляция может осуществляться как непроизвольно (т.е. на уровне функционирования естественных природных механизмов, без участия сознания), так и произвольно с участием сознания. В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
- эффект восстановления (ослабление проявления утомления);
- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Круг методов и способов психической саморегуляции достаточно широк. Одни из них достаточно понятны и просты в освоении, другие довольно сложные, их освоение требует методического руководства со стороны подготовленных специалистов, третьи весьма необычны, оригинальны и могут даже показаться странными, тем не менее, эффективно работают, и много людей в мире их с удовольствием используют. Использование способов саморегуляции является эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения синдрома профессионального выгорания. Это – своего рода, техника безопасности для учителей.
Рекомендации:
1. Постарайтесь осознавать и принимать свои чувства и эмоции. Да, мы не можем в лицо сказать человеку, какой он «хороший», но мы можем мысленно себе признаться: «Сейчас я злюсь, гневаюсь и раздражаюсь, а хотел(а) бы чувствовать себя хорошо и спокойно, но пока не знаю как это сделать». Эта волшебная фраза быстро снимает излишнее напряжение. Ведь подавленные эмоции очень негативно отражаются на нашем здоровье.
2. Работайте, когда вы работаете, и отдыхайте, когда отдыхаете. Правильно отдыхать очень важно, возможно, даже важнее, чем работать. Забудьте о работе, когда вы дома или в отпуске, и наоборот, не нужно тащить домашние проблемы на работу. Подобное переключение отлично скажется на вашей карьере и эмоциональном состоянии.
3. Не чурайтесь профессиональной помощи. Ситуации в жизни бывают различные, некоторые мы и предсказать не можем. Если вы не можете справиться с какой-либо волнующей проблемой — обратитесь к специалисту (психологу).
4. Бесконечная новизна. Мир меняется с такой силой, что порой, очень сложно уловить последние модные тенденции. Поэтому нужно постоянно узнавать что-то новое, общаться с разными людьми, специалистами, придумывать, выдумывать, творить, ломать шаблоны. И самое главное, получать удовольствие от того, чем мы занимаемся.
5. Бесконечное саморазвитие. Век живи — век учись. Вся мудрость нашей жизни в этих словах. Профессиональный мир дает нам множество возможностей для саморазвития. Это и курсы повышения квалификации, и различные семинары, тренинги, курсы переподготовки и многое другое.
Адекватный и осознанный выбор профессии, которая приносит счастье и удовольствие в вашу жизнь, есть успех и путь развития здоровой и гармоничной личности.