Как научиться говорить и писать грамотно: пять советов от победительницы республиканской олимпиады по русскому языку Александра Лобанова – самая грамотная девятиклассница страны: недавно ученица светлогорской гимназии стала победительницей республиканской предметной олимпиады по русскому языку, обойдя 35 конкурентов.
Саша признается, что ее 100-процентная грамотность не врожденная, а, скорее, выработанная:
– Я рано научилась складывать буквы – в слоги, а слоги – в слова и с тех пор читаю без остановки. В детстве больше всего любила сборник народных сказок: мне очень нравились истории про то, как простым людям благодаря ловкости и смекалке удавалось перехитрить злые силы. И сейчас стараюсь находить время, чтобы почитать что-то помимо программы. Из последнего – «Мещанин во дворянстве» Мольера.
В пятом классе учительница русского языка Алла Захаренко приметила вдумчивую грамотную ученицу и стала давать ей дополнительные задания.
– Перед олимпиадой приходилось много заниматься: и с Аллой Петровной, и самостоятельно – на русский язык уходило не меньше пяти часов в день. Но, если честно, на высокое место не рассчитывала: пределом мечтаний был диплом третьей степени.
Кстати, на одном из этапов олимпиады – устном выступлении – Саше выпало рассуждать о том, что нужно сделать, чтобы молодежь стала более грамотной.
– Предложила разместить на улицах города яркие баннеры с правильным написанием слов, в которых чаще всего делают ошибки. А еще было бы хорошо заменить такими картинками навязчивую всплывающую рекламу в интернете.
Одна беда – грамотному человеку везде мерещатся ошибки:
– Когда слышу, как кто-то говорит «одень шапку», «одень кофту» – всегда поправляю, не могу сдержаться. А если встречаю объявления без единого знака препинания, даже не разбитое на предложения, меня это не просто расстраивает, а пугает.
Пять советов от Александры Лобановой:
1. Патологически безграмотных людей нет. И те, кто говорит: «Я не могу правильно писать, потому что мне это не дано», – просто ленятся и ищут себе оправдание. Научиться можно всему – главное, приложить усилие.
2. Основной совет – читать, и много. Рекомендую обратить внимание на Константина Паустовского. У него очень богатая речь: много вводных и вставных конструкций, разнообразных оборотов. Хорошая манера письма и у Ричарда Баха: даже несмотря на то, что мы читаем не оригиналы, а переводы, она все равно не теряет своей ценности. Да и вообще у любого из классиков, будь то Лермонтов, Толстой или Карамзин, есть чему поучиться.
3. Полюбите словари и справочники. Я часто беру с полки словарь, открываю наугад любую страницу и читаю, как книгу. Начинать лучше с толкового, орфографического. Хотя мне больше нравятся словари синонимов и паронимов.
4. Чтобы запомнить, как пишется слово, найдите к нему ассоциацию. К примеру, если это слово «бойкот», представляйте кота в боксерских перчатках. Если «кочан» – мысленно нарисуйте картинку, будто он прыгает по кочкам: так легче запомнить, что в корне – буква «о». А вот в методику «напишите слово много раз – и вы его запомните», не верю. Недаром есть анекдот про школьника, который по заданию мамы сто раз написал в тетради слово «пошел». А когда справился, оставил ей записку: «Я сто раз написал «пошел» и пошол гулять».
5. Чтобы научиться грамотно выражать мысли вслух, нужно много говорить – с одноклассниками, родными, даже с самим собой. И стараться больше отвечать на уроках – не только ради оценки, но и ради языковой практики.
Поздравляем Александру и её учителя Аллу Петровну Захаренко с победой и желаем дальнейших успехов!
По материалам газеты "Знамя юности", № 15