26 мая 2023 года в Республике Беларусь проводится Единый день безопасности дорожного движения под названием «Детская травма – взрослая беспечность!», направленный на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в преддверии летних каникул.
По итогам января-апреля 2023 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось количество автоаварий (с 11 до 10; -1) с участием несовершеннолетних и количество раненых (с 11 до 9; -2) в них детей, при этом увеличилось количество погибших несовершеннолетних (с 0 до 1; +1).
Рост ДТП, а также травмированных в них детей отмечен в г. Гомеле (с 1 до 4), а именно в Железнодорожном (с 0 до 1), Советском (с 0 до 1) и Центральном (с 0 до 1) районах, а также Жлобинском районе Гомельской области. В Ветковском районе отмечается рост погибших в ДТП детей
(с 0 до 1).
С участием детей-пешеходов совершено 6 ДТП, в которых 5 (7; -2) детей получили травмы и 1 (0; +1) ребенок погиб. С участием детей-пассажиров произошло 4 происшествия, в которых 4 (4; 0) ребенка травмированы.
В 6 ДТП дети являлись пешеходами, что составляет 60% от общего числа ДТП с погибшим и травмированными несовершеннолетними. В остальных ДТП – пассажирами. Несовершеннолетних велосипедистов и водителей, пострадавших в ДТП, в отчетном периоде не зарегистрировано.
По вине детей зарегистрировано 2 (3; -1) ДТП, в которых травмы получили 2 (3; -1) ребенка-пешехода.
Госавтоинспекция призывает взрослых быть более внимательными по отношению к детям, ведь дети в большинстве своем очень активные, непоседливые, им хочется резвиться, бегать, играть. Наша задача как взрослых уберечь их от возможной беды. Каждый родитель должен понимать, что недостаточное внимание к собственному ребенку может привести (а в некоторых случаях, к сожалению, и приводит) к трагедии.
Поэтому, уважаемые родители, вам необходимо научить ребенка ориентироваться в дорожной ситуации, привить ему такие качества, как дисциплинированность, осторожность, осмотрительность:
‑ объясните ребенку главное правило пешехода – выходя из дома и каждый раз перед выходом на проезжую часть, в том числе в дворовой территории, для перехода дороги, нужно обязательно остановиться у края проезжей части, чтобы оценить дорожную обстановку;
‑ объясните ребенку, что переходить дорогу нужно по пешеходному переходу. Самые безопасные переходы – это надземные и подземные. Если отсутствуют надземные и подземные переходы, то нужно переходить проезжую часть по наземному переходу – «зебре».
‑ обратите внимание ребенка, что, на регулируемом (со светофором) пешеходном переходе, прежде чем перейти дорогу, также в обязательном порядке необходимо посмотреть по сторонам и убедиться, что все автомобили остановились, а водители видят его и пропускают.
Необходимо, чтобы ребенок четко усвоил, что нельзя без оглядки выбегать из арки, из-за кустов, ларьков, рекламных конструкций и других объектов, ограничивающих обзор, а также прятаться за автомобили, цепляться за них.
К тому же, никогда не позволяйте детям играть на дорогах у дома, по которым могут двигаться автомобили. Научите вашего ребенка выбирать безопасное место для игр. Это площадки, скверы, парки и другие места, где нет движения автомобилей.
Еще одной проблемной темой с приходом весеннее-летнего периода является травматизм на двухколесном транспорте, это – велосипеды и, теперь уже, средства персональной мобильности. Именно в этот период увеличивается количество ДТП с данной категорией несовершеннолетних участников дорожного движения. Поэтому каждый родитель, прежде чем купить своему ребенку велосипед или средство персональной мобильности (электросамокат, сигвей, электроскутер и др.) должен обучить ребенка Правилам дорожного движения. Никто не может заменить родителей при обучении ребенка дисциплинированному поведению на дороге, соблюдению им правил безопасности!
Вы должны объяснить ребенку основные правила:
– кататься безопаснее всего на стадионах, в скверах, во дворах или в жилых зонах, где мало автомобилей и невозможно развить большую скорость;
– ездить необходимо по специальным велосипедным дорожкам, а если их нет – по тротуарам, не мешая при этом пешеходам;
– проезжая часть дороги – не место для езды на велосипеде;
– выезжать на велосипеде на проезжую часть дороги в случае необходимости разрешено только детям, достигшим 14 лет;
– необходимо обязательно пользоваться средствами защиты: шлемом, наколенниками, налокотниками, накладками на запястье, а также в темное время суток повязками, поясами, жилетами со световозвращающими элементами.
ВАЖНО! Велосипедист обязан пересекать проезжую часть дороги по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения пешеходов. Также, согласно нововведениям в ПДД, при пересечении проезжей части велосипедист вправе НЕ СПЕШИВАТЬСЯ! Но при подъезде к пересечению с проезжей частью дороги велосипедист должен ЗАБЛАГОВРЕМЕННО СНИЗИТЬ СКОРОСТЬ движения и, убедившись, что выезд на проезжую часть дороги безопасен, ПЕРЕСЕКАТЬ ЕЕ СО СКОРОСТЬЮ ИДУЩЕГО ШАГОМ ПЕШЕХОДА.
Средства персональной мобильности:
- не считаются транспортными средствами. При этом у них должны быть исправные тормозная система и руль (при наличии);
- двигаться необходимо по велодорожке, а при отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствий для пешеходов;
- пересечение проезжей части дороги должно осуществляться по велосипедному переезду или велосипедной дорожке с соблюдением требований, предусмотренных ПДД для движения велосипедистов, а в случае отсутствия велосипедного переезда или велосипедной дорожки – в местах, предусмотренных для пешеходов;
- разрешено не спешиваться на переходах. При этом они должны пересекать проезжую часть со скоростью идущего шагом пешехода, предварительно убедившись, что выход (выезд) на проезжую часть безопасен;
- скорость движения должна быть не более 25 км/ч;
- управление в алкогольном или наркотическом состоянии категорически ЗАПРЕЩЕНО;
- при передвижении пешеходу рекомендуется использовать защитную экипировку (шлем, наколенники, нарукавники и т.д.).
На средстве персональной мобильности ЗАПРЕЩЕНО:
- перевозить пассажиров вне специально оборудованных мест для сидения, предусмотренных конструкцией СПМ;
- не держаться за руль (при его наличии);
- передвигаться в возрасте до 14-ти лет (кроме пешеходных и жилых зон);
- при выходе (выезде) на проезжую часть дороги и движении по ней совершать действия, угрожающие безопасности дорожного движения.
ВАЖНО!
В темное время суток и при недостаточной видимости велосипедистам и пешеходам, в т.ч. передвигающимся на СПМ необходимо обозначить себя световозвращающими элементами.
На средстве персональной мобильности спереди должна быть установлена фара (фонарь), позволяющая своевременно обнаружить препятствие для дорожного движения. На велосипеде должны быть включены: спереди – фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади – фонарь, излучающий красный свет
Актуальной проблемой также остается и небезопасная перевозка несовершеннолетних в автомобиле, а именно отсутствие детских удерживающих устройств, когда они должны использоваться в обязательном порядке!
Согласно действующему законодательству, а именно пункту 178 Правил дорожного движения Республики Беларусь, перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием:
- детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, – в возрасте до 5 лет;
- детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, – в возрасте от 5 до 12 лет.
Так же запрещена перевозка детей до 12 лет на заднем сидении мотоцикла, мопеда.
Допускается перевозить детей в возрасте до 12 лет без использования детских удерживающих устройств, если рост ребенка превышает 150 сантиметров, а также в автомобиле-такси.
В остальных случаях при перевозке несовершеннолетнего в автомобиле должен ВСЕГДА использоваться ремень безопасности, даже если он едет на заднем сидении!
В остальном же, всем взрослым, а особенно родителям, личным примером нужно показывать, как правильно вести себя на дороге. В обязательном порядке рассказывать о том, что непозволительно садиться за руль транспортного средства, не имея на то права, не говоря уже об управлении транспортным средством в состоянии опьянения!
Помните, безусловным авторитетом для детей всегда являются родители! Поэтому не позволяйте себе нарушать ПДД, особенно в присутствии детей. Обучайте, показывайте, рассказывайте, приводите примеры из личного опыта, тем более что в нынешний век технологий в помощь родителям есть много специальных обучающих программ по правилам поведения на дороге.
УГАИ УВД Гомельского облисполкома