Каждый из нас знает, что слово, речь – это необходимое средство общения между людьми, средство взаимопонимания и связи. Однако всегда ли мы осознаём значимость нашей речи? Насколько правильно и грамотно мы говорим, выражаем свои мысли?
Когда-то в дворянских семьях ораторскому искусству, то есть умению выступать публично, равно как и иностранным языкам, обучали детей с раннего возраста. Считалось неприличным, если люди не могли изъясняться грамотно, логично, красиво, убедительно.
Сегодня же, наверное, для всех очевидно, что ослабление официальной цензуры и контроля чистоты речи, появление большого количества неподготовленных публичных выступлений, лидирование звучащей речи и снижение интереса к чтению книг привели к частым нарушениям языковых норм. Действительно, стоит ли задумываться о нормах речи, если ты просто делишься со знакомым или подружкой последними новостями или пересказываешь подробности очередной серии какого-либо фильма?
Однако совсем по-другому мы будем говорить, если, устраиваясь на работу, захотим заинтересовать потенциального работодателя или нам нужно будет убедить кого-либо в правильности своих суждений… «Кто не умеет говорить - тот карьеры не сделает», - считал Наполеон. «Заговори, чтоб я тебя увидел!» – утверждал древнегреческий мыслитель Сократ. И это действительно так, ведь речь даёт внимательному собеседнику возможность понять, что за человек перед ним, каков его социальный статус, кем он работает, каковы его пристрастия. В такой ситуации людям, страдающим косноязычием, не умеющим грамотно донести свои мысли до окружающих, приходится в жизни туго. Оратор, не способный воодушевить своих слушателей, вряд ли добьётся поставленной цели. Более того, неумение убедить собеседника в чём-либо может привести к отрицательному результату. А как важно бывает родителям в трудный момент сказать ребёнку что-то важное, подобрать необходимые аргументы, найти нужные слова… Или наоборот, как непросто бывает ребёнку строить свой диалог со взрослыми…
Но ведь умение говорить убедительно, грамотно и красиво дано от природы не каждому человеку. Многие хотят чётко и ясно излагать свои мысли, эффектно отстаивать свои убеждения, но не знают, как этому научиться.
А ведь этому можно и нужно учиться! В этом уверены учителя государственного учреждения образования «Гимназия г.Светлогорска», именно поэтому в гимназии проводится работа по обучению детей основам риторики и подготовке учащихся к публичным выступлениям и конкурсам риторического мастерства. Педагоги гимназии, обучая детей на факультативных и стимулирующих занятиях навыкам красноречия, опираются на слова великого философа Древнего Рима Туллия Цицерона, ставившего перед ораторами три задачи:
1) доказать;
2) воздействовать на волю людей, побудить их к активной деятельности;
3) доставить эстетическое удовольствие слушателям.
В рамках недели русского языка и литературы в гимназии проводится конкурс риторов. Победителем конкурса риторического мастерства признаётся тот, кто не только сумел наиболее полно и эффективно раскрыть предложенную ему тему, но и свободно участвовал в диалоге со слушателями, аргументированно отстаивал свою позицию. Так, в этом учебном году за победу в гимназическом конкурсе риторов дипломами I степени были награждены 6 учащихся!
Четверо учащихся 9 класса, подготовленных учителем русского языка и литературы Аллой Петровной Захаренко, приняли участие в областном конкурсе риторов, который ежегодно проводится в г.Гомеле. Здесь через монолог, диалог и дискуссию, действие, воздействие и общение учащиеся гимназий и лицеев Гомельщины демонстрировали умение привлекать на свою сторону слушателей и достигать реального эффекта от риторического поступка. Они выступали перед аудиторией, высказывая свою точку зрения на заданную тему, отвечали на вопросы оппонентов, дискутировали, а оценивало их риторическое мастерство компетентное жюри, возглавляемое преподавателями высших учебных заведений г.Минска и г.Гомеля.
Отрадно отметить, что трое наших участников стали победителями областного конкурса риторического мастерства. Токачев Артём после яркого выступления и победы в дискуссии был награждён дипломом I степени, Смирнова Дарья – дипломом II степени, Науменко Екатерина – дипломом III степени. Очевидно, что победы эти не случайны, ведь все трое успешно обучаются в гимназии, занимаются исследовательской деятельностью, являются дипломантами предметных олимпиад. Артём в 2012 году одержал уверенную победу на областной олимпиаде по физике (!), завоевав в нелёгком состязании диплом III степени, а Науменко Екатерина получила диплом I степени на областном и диплом III степени на заключительном этапе республиканской олимпиады по русскому языку и литературе.
Что же, талантливый человек талантлив во всём! Быть может, эти гимназисты не свяжут своё будущее с филологией и риторикой, но, помимо ярких воспоминаний о пережитых событиях и дипломов победителей, у них останется умение грамотно излагать свои мысли, аргументированно отстаивать в споре свою позицию и просто быть интересным собеседником. А это в наши дни ох как немало!!!