A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

С.В. Леоненко окончила Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины. Начала педагогическую карьеру в 1995 году в сш № 4.С 2011 года работает в средней школе № 10,  учитель первой категории, руководитель районного методического объединения учителей белорусского языка и литературы. Педагогическое кредо: «Прежде всего,  необходимо учить тому, что необходимо знать, затем – тому, что полезно, наконец – тому, что приносит удовольствие. Делать иначе – всё равно, что начинать строительство дома с крыши». Награждена грамотами районного  отдела образования и  управления образования Гомельского облисполкома.

-Светлана Владимировна, всё ли Вас устраивает в Вашем выборе профессии?

Когда-то, ещё в то время, когда я была ученицей 5 класса, мы получили задание: написать сочинение о том, кем мы хотим стать в будущем. Уже тогда я написала о том, что хочу стать учителем. Вот уже почти 23 года я работаю в школе. О своём выборе ни разу не пожалела.

-Сейчас много говорят о проблемах в школе, о лишней бумажной работе, например. А Вы какие актуальные проблемы видите?

В настоящее время делается многое, для того, чтобы уменьшить количество бумажной работы. В нашей школе оплата питания производится по системе ЕРИП, классному руководителю достаточно только зайти на сайт комбината школьного питания и в течение пяти минут внести данные; ведутся электронные журналы. Сейчас в школы заранее высылаются планы проведения конкурсов, что позволяет сориентироваться, распределить свои силы. Проблемы я вижу не столько в бумажной работе, сколько в организационных моментах при проведении дистанционных конкурсов, выходящих за пределы Республики.

-Нужна ли независимая аттестация после базовой школы?

Мне кажется, что не нужна.

-Предмет белорусская литература в школе наряду с белорусским языком и историей Беларуси — нациеобразующий. Достаточно ли часов в учебном плане отводится на изучение родной литературы?

Часов выделяется достаточно. Особенно если учесть тот факт, что идёт постоянное усовершенствование содержания программы по литературе.

-Вы согласны с мнением, что в отличие от программы по русской литературе, программа по литературе белорусской перенасыщена неинтересными, несовершенными с эстетической стороны произведениями?

С этим мнением я позволю себе не согласиться. Например, в 11 классе изучаются достаточно интересные произведения. Да, они небольшие по объёму, но глубокие по содержанию. Я говорю о таких произведениях, как «Сено на асфальте» М. Стрельцова, «Чудак с гончарной улицы» И. Чигринова, «Вир», «Семнадцатой весной» И. Науменко, «Каноны» Г. Марчука. Не оставляет равнодушным учащихся и творчество поэта-экспериментатора А. Рязанова.

-Считаете ли вы правильным  исключение из программы   романа Кузьмы Черного «Пошукі будучыні»?

Мне кажется, что исключать это произведение из школьной программы было неправильным. Ведь в этом романе показываются поиски людьми своего счастья, которое каждый герой понимает по-своему. Говорится о том, что необходимо действовать, а не сидеть сложа руки, чтобы быть счастливым

-Вы создали дидактический театр. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Идея возникновения дидактического театра связана с участием нашего учебного заведения в инновационной деятельности. Первые сценарии были посвящены изменениям, которые произошли в белорусской орфографии. Затем появились сценарии «Сравнение десятичных дробей» (математика), «Виды рыб» (биология), «Строение и состояние веществ» (физика). Дидактический театр – это театр учебный, где все спектакли носят обучающий, познавательный характер. Можно сказать и по-другому: это занятия, на которых школьники получают учебную информацию в форме театрализованного представления. Такие занятия дают возможность педагогу, учащимся попробовать себя в роли сценариста, режиссёра, актёра. Дают возможность проявить себя, продемонстрировать свои таланты и возможности. В основе дидактического театра лежит ролевая игра, которая объединяет учебный материал с процессом развития личности, её эмоциональной сферы. Дидактический театр представляет собой научно-познавательный и художественно-эстетический вариант коллективного творческого дела.

-Ваши ученики добиваются побед на олимпиадах различного уровня. Как Вам удается добиваться таких успехов?

Важными составляющими успеха являются заинтересованный ученик + заинтересованный учитель + заинтересованные родители. Мне просто повезло. Встретились учащиеся, желающие изучать белорусский язык и литературу на более глубоком уровне, тратить своё личное время на дополнительные занятия, заинтересованные в успехе. Рядом оказались родители, которые поддерживали желание ребят заниматься. Важное место занимает и самообразование педагога в работе по подготовке учащихся к олимпиаде.

-Ваши сценарии занимают престижные места на конкурсах. Что вдохновляет Вас на создание сценариев мероприятий? У Вас есть публикации в педагогических периодических изданиях?

Все сценарии имеют сценическое воплощение. Происходит систематическая трансляция опыта (материалы были размещены в журналах “Беларуская мова і літаратура”, “Выхаванне і дадатковая адукацыя”), мы принимаем участие в семинарах и конкурсах различного уровня: Второе  место в областном конкурсе разработок литературного материала для детского театра в номинации «Оригинальное творчество», первое место в республиканском конкурсе разработок литературного материала для детского театра в номинации «Оригинальное творчество». Что вдохновляет? Дети, которым этим интересно заниматься, которые с охотой бегут на репетиции. Вдохновляет ещё понимание того, что дидактический театр, как никакая иная форма работы, формирует главные умения учащихся: организационные, информационные, интеллектуальные. Дидактический театр – это удивительная агитация к знаниям. Он позволяет развивать творческие способности учащихся, стимулирует их познавательную и коммуникативную активность. Сложное усваивается через занимательное.

-Что бы Вы посоветовали родителям учащихся, если их ребёнок не любит читать?

Быть примером для своих детей: читать самим художественную литературу, а не сидеть в социальных сетях. Вместе с ребёнком читать одни и те же произведения, делиться впечатлениями о прочитанном.

Галина Капецкая

Опубликовано в газете «Ранак+» в рубрике «ПЕДСОВЕТ» 12.09.2018г.