Электронный дневник

Размещен на платформе

Знай бай

Кто на сайте

Сейчас 104 гостей онлайн

Статистика посещений

Яндекс.Метрика

Голосование

Кто Вы, посетитель нашего сайта?
 

Голосование

Ваше отношение к введению электронных дневников?
 

Голосование

Чего бы вы хотели видеть больше на нашем сайте?
 

Ирина Рогова: «Быть открытой для любого опыта и просто верить в эту жизнь»

20.07.2018 20:31

Ирина Михайловна Рогова  окончила Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины, специальность - деятельность практического психолога. Квалификационная категория - высшая.Работает в ГУО "Гимназия г.Светлогорска" с 1999г. Регулярно принимает участие в районных и областных научно-практических конференциях учащихся, в областной  олимпиаде по основам педагогики и психологии. Активно участвует в разнообразных конкурсах, семинарах, конференциях, фестивалях, выставках по психологии.  Неоднократно печаталась в республиканском педагогическом журнале "Народная асвета", в российском журнале "Школьный психолог".

-Ирина Михайловна, чем Вас привлекает Ваша профессия?

Для того, чтобы качественно оказать психологическую помощь и не навредить людям, необходимо постоянно заниматься самообразованием, переворачивать огромное количество литературы. Это ежедневный работа над внутренним состоянием личности, поскольку помощь может оказать только тот психолог, который умеет прорабатывать собственные проблемы. Я думаю, что ежедневное общение с людьми, стремление поделиться с ними своими знаниями в большей степени  привлекает меня в профессии.

-Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать психологом?

Обязательно необходимо обладать хорошо развитым эмоциональным интеллектом. А в общем, как и в любой профессии, необходим следующий набор качеств: ответственность, доброта, терпимость, стремление развиваться интеллектуально, трудолюбие и толерантность.

-Как дети воспринимают школьного психолога? Они обращаются к вам со своими проблемами?

Для того, чтобы дети доверяли психологу и обращались к нему за помощью, необходимо понимать причины разнообразных психических состояний, в которых они могут находиться. Учащиеся нашей гимназии интересуются разнообразными сферами  жизни, постоянно занимаются самообразованием, участвуют в разнообразных конкурсах и олимпиадах. Поэтому они хотят поделиться своими проблемами с грамотным человеком, который  сможет их чем-то увлечь, оправдает доверие, поможет посмотреть на ситуацию с неожиданной стороны. Кто-то из учащихся приходит в мой кабинет самостоятельно, кого-то приводят родители - все зависит от определенной ситуации. Хочу сказать, что работа с каждым ребенком складывается индивидуально.

-Есть гарантия, что содержание беседы с ребенком останется втайне?

В Законе РБ "Об оказании психологической помощи" говорится,  что одним из важнейших условий работы психолога с любым клиентом является соблюдение конфиденциальности. Но иногда существуют исключения, когда информация, полученная от ребенка, требует более широкой сферы действия. В частности, психологи обязаны информировать законных представителей несовершеннолетних о существующих угрозах суицида со стороны ребенка, или же если ситуация в семье несет непосредственную угрозу для ребенка,  требует срочного вмешательства и постановки семьи в СОП.

-Какую работу вы ведете с учениками выпускных классов, которые боятся  экзаменов и ЦТ?

Экзамены и ЦТ для учащихся выпускных классов являются достаточно серьезным испытанием на прочность. Основные направления в жизни старшеклассника - это устремленность в будущее, становление личности, выбор профессии. Данные понятия связаны с неизвестностью и ожиданием, размышлениями о возможных результатах. Выпускники находятся в ситуации напряжения, которое с течением времени постепенно нарастает, повышая уровень тревоги. Для того чтобы помочь учащимся в этот сложный период, проводятся групповые и индивидуальные занятия по психологической подготовке к экзаменам и ЦТ. Они включают в себя разнообразную тематику: работа со стрессовым напряжением, негативными установками,  обучение техникам релаксации и дыхания. В процессе усиленной учебной подготовки выпускникам необходимо заботиться о своем здоровье, поскольку повышаются нагрузки и организму необходим качественный отдых.

-Вы занимаетесь профориентацией?

Профориентация учащихся является одним из основных направлений в работе психолога. Старшеклассники гимназии обучаются в профильных классах, изучая некоторые предметы на более углубленном уровне. Такая система работы дает возможность качественно подготовить выпускников к ЦТ. Но для того, чтобы помочь выбрать профиль обучения, существует множество диагностик по профориентации, многие находятся в банке данных психолога и активно используются. Для более полноценной работы в этом направлении используется компьютерная программа "Профиль 2", которая дает возможность обработать диагностику быстро и получить результаты через несколько минут. С целью более глубокой работы в профориентационном направлении разработан пакет индивидуальных консультаций, во время которых проходит  глубокая работа, учитывающая индивидуальную траекторию личности учащегося.

-Почему люди избегают обращения к психологу?    

Люди предпочитают самостоятельно решать проблемы, порой боясь довериться чужому человеку, думая: "Ну чем же мне этот психолог может помочь, ведь я сам для себя лучший психолог?". Чаще всего человек может оказать себе помощь самостоятельно, если в нем есть внутренний потенциал и умение рассчитывать на собственные силы. Но, какой бы самодостаточной ни была личность, в жизни может наступить такой период, когда просто не остается никаких сил на решение ситуации и человек долгое время ходит по кругу. Не всегда даже близкие люди могут помочь в сложившихся обстоятельствах, и для исключения более серьезных проблем необходимо вовремя обратиться к специалисту. Психолог рассматривает ситуацию совершенно с иной стороны, предлагая глубокую работу с личностью. Для этого необходимо иметь смелость и желание что-либо изменить, но проще всего жить по привычному сценарию и продолжать обвинять окружающих в своих проблемах.

-Насколько психолог может оказать действенную помощь в решении проблемных ситуаций?

При взаимодействии психолога с клиентом очень важен положительный личностный контакт. Специалист помогает  раскрыться, работая с тревожностью, ограничениями и сопротивлением клиента. Можно помочь только в том случае, если клиент хотя бы немного мотивирован на работу, пробует взаимодействовать со специалистом и доверять ему. Иногда психолог становится единственной опорой для  человека, который не умеет опираться на себя, растерян и подавлен. Работа идет кропотливо и длительно, быстрых результатов практически не бывает, поскольку изменение личности требует времени и упорства. В моей практике было много случаев, когда длительная индивидуальная  работа приносила пользу и глубинные изменения, ведущие к более качественному и осознанному восприятию действительности.

-Посоветуйте родителям, что делать, если ребенок категорически не хочет учиться. Или не хочет ходить в школу. Вплоть до слез и болезней...

Причины данных ситуаций могут быть разными. Многое зависит от возрастного периода, в котором находится ребенок. Конечно же, школьная успеваемость предполагает приложение определенных усилий со стороны учащегося, формируя в нем терпение, усидчивость, волю. Но не всегда это происходит легко, возможно, ребенок не привык преодолевать трудности самостоятельно, постоянно просит о помощи, уходит от ответственности. Если родители наблюдают открытую манипуляцию со стороны ребенка, то необходимо сказать ему об этом, объяснить, что только с помощью труда можно достичь какой-то цели. Родителям можно "подключиться" к эмоциональному фону ребенка, поговорить о трудностях, дать безоценочную поддержку и принятие. Быть рядом, но не перекладывать всю ответственность за уроки на себя. Если же учащийся категорически не хочет идти в школу, то необходимо обязательно разобраться, возможно, есть определенные серьезные причины возникших обстоятельств. Ребенку просто необходимо знать о том, что он может всегда обратиться к родителям, прийти к ним с волнующими вопросами, знать о том, что его примут в любой ситуации и в любом состоянии. Тогда и обучение будет проходить в более мягкой форме, не неся в себе неприятных последствий.

-В чем может быть причина неуспеваемости умного и развитого ребенка: мозговые дисфункции, поведенческие нарушения, ошибки воспитания?

Причиной неуспеваемости учащихся могут быть разнообразные факторы: генетические данные, физиологическое развитие, педагогическая запущенность, отсутствие мотивации, различного рода зависимости (очень актуальной является компьютерная зависимость). Успеваемость ребенка в школе зависит не только от работы педагогов, но и от непосредственного участия родителей в жизни ребенка. Очень важно вовремя определить причину неуспеваемости, и если в ней не замешана физиология, можно ежедневным трудом изменить ситуацию. Конечно же, все мы хотим получить быстрый результат и волшебную таблетку для позитивных изменений, но, зачастую, успех кроется в терпении, работе, вере в своего ребенка, желании ему помочь, услышать его и вовремя оказаться рядом. Возможно,  отстающие в учебе дети стремятся таким способом добиться внимания и любви от родителей, заставляя их вспомнить о своем существовании даже через негативные проявления.

Г. А. Капецкая

Статья опубликована в газете "Ранак+" от 15.07.2018 г.

 
Главная >> Разговор с педагогом >> Ирина Рогова: «Быть открытой для любого опыта и просто верить в эту жизнь»
joomla templateinternet security reviews

Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования Светлогорского райисполкома
Государственное учреждение образования "Гимназия г. Светлогорска
Администратор сайта Карпенкова Елена Анатольевна

     

 

Blue joomla template by internet security reviews