Информация об организации инновационной деятельности
в государственном учреждении образования «Гимназия г. Светлогорска»
В ГУО «Гимназия г. Светлогорска» с 2021 по 2024 год реализуется инновационный проект «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников».
Научные консультанты проекта:
Гин Светлана Ивановна, профессор кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат педагогических наук, доцент;
Капшай Наталья Павловна, доцент кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат филологических наук, доцент;
Добродушенко Марина Иосифовна, начальник управления методического сопровождения образовательного процесса центра дошкольного, общего среднего и специального образования ГУО «Гродненский областной институт развития образования».
Целью инновационной деятельности является повышение уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников посредством внедрения технологии многомерного чтения.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- внедрить технологию многомерного чтения в образовательный процесс на первой ступени общего среднего образования;
- внедрить методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся на учебных предметах «русский язык», «литературное чтение», «математика», «человек и мир»;
- оценить эффективность использования технологии многомерного чтения;
- разработать методические рекомендации по эффективному внедрению в массовую образовательную практику инновационной технологии.
Сроки проведения инновационной деятельности: 2021 – 2024 гг.
Данная продолжительность инновационной деятельности (три года) обусловлена тем, что на первой ступени общего среднего обучения учебная программа по учебному предмету «Литературное чтение» реализуется во II- IV классах. Систематическому изучению русской литературы предшествует обучение базовым навыкам чтения и письма как видам речевой деятельности в рамках учебного предмета «Обучение грамоте» в первом классе.
Образовательный процесс в параллели вторых классов (2021/2022 уч. г.), в параллели третьих классов (2022/2023 уч. г.), в параллели четвертых классов (2023/2024 уч. г.). Количество классов – 2, количество учащихся – 16.
Программа инновационной деятельности:
Подготовительный этап (январь 2021 года – август 2021 года)
- Определение направления инновационной деятельности на основе проблемного анализа.
- Формирование инновационной команды.
- Диагностика инновационного потенциала педагогов, включаемых в работу по реализации проекта.
- Оформление документов (локальных нормативных актов) для получения статуса – учреждение образования, реализующего инновационный проект
- Разработка системы управления деятельностью по внедрению в учреждении технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников.
- Разработка научно-методического сопровождения проекта.
- Работа с родительской общественностью с целью ознакомления их с основными идеями проекта; обеспечения понимания значимости формирования функциональной грамотности младших школьников; работа по формированию у родителей положительного отношения к осуществляемой инновационной деятельности и заинтересованности в успешности ее проведении; создание у родителей опережающего образовательного запроса на формирование у обучающихся функциональной грамотности.
Организационный (сентябрь-октябрь 2021 года)
- Осуществление консультационной работы по реализации инновационного проекта.
- Проведение входной диагностики с целью выявления уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников.
- Создание информационной образовательной среды учреждения по реализации инновационного проекта.
- Разработка комплекса условий (организационно-управленческих, информационно-методических, материально-технических, мотивационно-психологических), обеспечивающих эффективное внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников.
- Разработка локальной документации, регламентирующей деятельность в рамках реализации проекта.
Практический этап (ноябрь 2021 года – апрель 2024 года)
- Работа по реализации планов осуществления инновационного проекта.
- Разработка дидактического обеспечения процесса формирования функциональной грамотности учащихся.
- Проведение учебных занятий, на которых будет осуществлено внедрение разработанного дидактического обеспечения.
- Ведение дневников инновационной деятельности участниками инновационного проекта.
- Осуществление мониторинговых исследований динамики уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся.
- Составление и анализ промежуточных отчетов о результатах инновационной деятельности.
- Осуществление научно-методического сопровождения процесса внедрения технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников.
Обобщающий этап (май-август 2024 года)
- Проведение итоговой диагностики уровня функциональной грамотности младших школьников.
- Изучение, интерпретация и обобщение результатов внедрения технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников.
- Анализ эффективности внедрения технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности обучающихся и разработанного дидактического обеспечения.
- Обобщение индивидуального и коллективного опыта, сформировавшегося в процессе реализации проекта. Оформление созданных материалов, подготовка к ознакомлению педагогической общественности с полученными результатами.
- Разработка методических рекомендаций, раскрывающих возможности внедрения технологии многомерного чтения в массовую образовательную практику.
Отчёт об организации инновационного проекта в ГУО «Гимназия г. Светлогорска» (28.04.2022 г.)
Отчёт об организации экспериментальной деятельности в ГУО «Гимназия г. Светлогорска» (25.02.2018 г.)
О результатах внедрения инновационного проекта в ГУО «Гимназия г. Светлогорска» (30.04.2021 г.)