Электронное средство обучения - это средство, работающее с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемое непосредственно в обучении и воспитании школьников.
Они служат источником учебной информации, управляют познавательной деятельностью учащихся, контролируют результаты обучения, оказывают индивидуальную помощь, содержат гиперссылки на дополнительную литературу для любознательных, а также развивают творческие способности, познавательный интерес и положительные мотивы учения.
По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:
- обучающие программные средства – обеспечивают необходимый уровень усвоения учебного материала;
- программные средства (системы) – тренажёры, обеспечивают отработку умений учащихся, осуществляют самоподготовку и используются при повторении или закреплении учебного материала;
- контролирующие программные средства – программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом;
- информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства позволяют осуществить выбор и вывод необходимой информации. Их методическое назначение – формирование умений учащихся по поиску и систематизации информации;
- моделирующие программные средства предоставляют учащимся основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и виртуальных) с целью их изучения, исследования;
- демонстрационные программные средства обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
- учебно-игровые программные средства позволяют «проигрывать» учебные ситуации (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия);
- досуговые программные средства используются для организации деятельности учащихся во внеклассной работе.
К электронным средствам обучения относятся:
· Электронные учебники (мультимедийные издания на CD)
· Электронные учебные пособия (на CD)
· Образовательные сайты Интернета
· Электронные книги (издания) на CD.
Электронные учебники представляют собой мультимедийное издание, записанное на компакт-диске , структура которого (в отличие от книги) представляет собой «ветвящиеся файлы-страницы», снабженные гиперссылками. Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. При этом все они будут размещены на одном лазерном компакт-диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня.
Электронные учебные пособия создаются по такому же принципу. Но в отличие от учебников они используются не как основные, а как вспомогательные (дополнительные) учебные средства.
Репетиторы; тренажёры; обучающие, игровые и предметные коллекции; справочники, словари; практические и лабораторные задания.
Электронные книги (издания) представляют собой компьютерный аналог обычного (бумажного) издания той или иной книги. Электронные книги полезны тогда, когда нет соответствующих печатных изданий или их трудно достать. Наибольшее число электронных книг появляется по редким изданиям, которые не доступны широкому кругу читателей.
В учебном процессе электронные средства применяются при объяснении нового материала, закреплении и обобщении изученного материала, организации самостоятельной работы учащихся, проведении текущего контроля, организации лабораторной работы, как стимуляторы и тренажеры, в качестве дистанционного образования.
Электронные средства становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Проекты-победители конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» за 2012–2018 гг. Ссылка
Наименование ЭСО
|
Разработчик, год разработки
|
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
|
*Беларуская мова. Пачатковая школа. Частка 1
|
РБ1 / «Софт-Перспектива», 2007
|
*Музыка. Виртуальная творческая лаборатория. 4 класс
|
РБ / МедиуМ, 2008
|
*Начальная школа. Занятия по интересам. 2–4 классы. Развитие способностей учащихся на основе электронных дидактических игр
|
РБ / ЦИРК БГУ, 2008
|
*Русский язык. Начальная школа. 2–3 классы. Занимательная грамматика (для детей с нарушением слуха)
|
РБ / ЦИРК БГУ, 2008
|
ПМК «Математика. Начальная школа»
|
РБ / НП ООО «ИНИС-СОФТ», 2000
|
ПМК «Русский язык. Начальная школа»
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 2000
|
ПМК «Начальная школа: развиваем речь»
|
РБ / Инфотриумф, 2007
|
ПМК «Пачатковая школа. Беларуская лексіка»
|
РБ / Инфотриумф, 2007
|
ПК «Готовимся к школе»
|
РБ / Инфортриумф, 2009
|
ПК «Гуляй івучыся»
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 2007
|
ПМК «Учимся думать»
|
РБ / Инфотриумф, 2003
|
МИККИ
|
РБ / Инфотриумф, 1999
|
Музыкальный класс
|
РФ2 / КиМ
|
Суперинтеллект
|
РФ / Новый диск
|
ПМК «Роботландия»
|
РФ / Роботландия
|
БЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
|
*ПМК «Беларуская мова»
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 1999
|
*Беларуская мова. Сярэдняя школа. Частка 1
|
РБ / Софт-Перспектива, 2007
|
*Беларуская мова. Сiнтаксiс i пунктуацыя
|
РБ / Софт-Перспектива, 2008
|
*Беларуская лiтаратура. Сусвет роднага слова
|
РБ / Софт-Перспектива, 2008
|
*ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам»
|
РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005
|
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
|
*Русский язык. 5–10 классы
|
РБ / ЦИРК БГУ, 2006
|
*Русский язык. 5 класс. Формирование языковой, речевой и лингвокультурологической компетенции
|
РБ / Софт-Перспектива, 2008
|
*Русский язык. 5–10 классы. Визуальный электронный комплект учебных средств по русскому языку и культуре речи с методикой применения
|
РБ / Софт-Перспектива, 2008
|
*ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам»
|
РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005
|
ПМК «Русская словарная лексика»
|
РБ / ИНИС-СОФТ
|
*Русская литература. Эволюция реализма как художественного направления в русской литературе XIX—XX веков
|
РБ / Софт-Перспектива, 2008
|
ПМК «Русский язык. Средняя школа. Ч. 1»
|
РБ / ИНИС-СОФТ
|
ПМК «Русский язык. Средняя школа. Ч. 2»
|
РБ / ИНИС-СОФТ
|
Хрестоматия по русской литературе
|
РФ / КиМ
|
Библиотека школьника
|
РФ / Новый диск
|
1С:Репетитор. Русский язык
|
РФ / 1С
|
1С:Репетитор. Тесты по орфографии
|
РФ / 1С
|
1С:Репетитор. Тесты по пунктуации
|
РФ / 1С
|
МАТЕМАТИКА
|
*Математика. Текстовые задачи
|
РБ / IBA, 2008
|
*ПМК «Геометрия 8: поддержка учебника Н.М. Рогоновского»
|
РБ / Мозырский государственный педагогический университет, 2005
|
*Математика. Информационно-справочная система
|
РБ / Софт-Перспектива, 2007
|
ПМК «Математика. Средняя школа. Ч. 1»
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 2003
|
ПМК «Математика. Средняя школа. Ч. 2»
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 2007
|
ПМК «Математика. Средняя школа. Ч. 3»
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 2007
|
ПК «Наглядная алгебра. 9 класс»
|
РБ / Инфотриумф, 2007
|
ПМК «Алгебра 10»
|
РБ / Инфотриумф, 2003
|
ИПС «Математика в задачах и решениях»
|
РБ / Инфотриумф, 2003
|
Открытая математика 2.6. Планиметрия
|
РФ / Физикон, 2000–2008
|
Открытая математика 2.6. Стереометрия
|
РФ / Физикон, 2000–2008
|
Открытая математика 2.6. Функции и графики
|
РФ / Физикон, 2000–2008
|
1С: Репетитор. Математика. Часть 1
|
РФ / 1С
|
Уроки алгебры КиМ. 7–8 классы
|
РФ / КиМ
|
Уроки алгебры КиМ. 9 класс
|
РФ / КиМ
|
Уроки геометрии КиМ. 7–9 классы. Часть 1. Часть 2
|
РФ / КиМ
|
Уроки геометрии КиМ. 10–11 классы. Часть 1. Часть 2
|
РФ / КиМ
|
ИНФОРМАТИКА
|
*Информатика и информационные технологии. Информационно-справочная система
|
РБ / Софт-Перспектива, 2008
|
Энциклопедия персонального компьютера и интернета КиМ 2007
|
РФ / КиМ
|
Мир информатики
|
РФ / КиМ, 2003
|
Мир информатики. 3–4-й годы обучения
|
РФ / КиМ, 2003
|
ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ
|
*Физика. 7 класс
|
РБ / МедиуМ, 2005
|
*Физика. 8 класс
|
РБ / МедиуМ, 2006
|
*Физика. Волновая оптика. Комплект компьютерных моделей
|
РБ / Полоцкий госуниверситет, 2008
|
*Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория
|
РБ / Полоцкий госуниверситет, 2008
|
ПМК «Наглядная физика. 9 класс»
|
РБ / Инфотриумф, 2007
|
ПМК «Наглядная физика. Часть 2»
|
РБ / Инфотриумф, 2009
|
Уроки физики КиМ для 5–6 классов
|
РФ / КиМ
|
Уроки физики КиМ для 7–8 классов
|
РФ / КиМ
|
Уроки физики КиМ для 9 класса
|
РФ / КиМ
|
Уроки физики КиМ для 10 класса
|
РФ / КиМ
|
Уроки физики КиМ для 11 класса
|
РФ / КиМ
|
Открытая физика 2.6. Часть 1. Часть 2
|
РФ / Физикон, 2000–2008
|
Открытая астрономия 2.6
|
РФ / Физикон, 2004–2008
|
REDSHIFT
|
РФ / Новый Диск
|
ХИМИЯ
|
*Анимация моделей строения вещества и механизмов химических реакций
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 2007
|
Открытая химия 2.6
|
РФ / Физикон, 2004–2008
|
Уроки химии КиМ. 8–9 классы
|
РФ / КиМ
|
Уроки химии КиМ. 10–11 классы
|
РФ / КиМ
|
БИОЛОГИЯ
|
*Человек и его здоровье
|
РБ / МедиуМ, 2005
|
*Биология. Генетика
|
РБ / БГУ, 2008
|
*ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам»
|
РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005
|
Уроки биологии КиМ. 6–7 классы
|
РФ / КиМ
|
Уроки биологии КиМ. 8 класс
|
РФ / КиМ
|
Уроки биологии КиМ. 9 класс
|
РФ / КиМ
|
Уроки биологии КиМ. 10–11 классы
|
РФ / КиМ
|
Открытая биология 2.6
|
РФ / Физикон, 2000–2008
|
ГЕОГРАФИЯ
|
*Начальный курс географии. 6–7 классы
|
РБ / МедиуМ, 2007
|
Экология. Общий курс
|
РФ / Новый диск
|
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
|
*Английский язык. Начальная школа. Часть 1
|
РБ / МедиуМ, 2007
|
*ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам»
|
РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005
|
ПМК «Английская лексика»
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 2000
|
REWARD. Уровень 1 Elementary
|
РФ / Новый диск
|
REWARD. Уровень 2 Pre–Intermediate
|
РФ / Новый диск
|
REWARD. Уровень 3 Intermediate
|
РФ / Новый диск
|
REWARD. Уровень 4 Upper–Intermediate
|
РФ / Новый диск
|
Профессор Хиггинс. Английский без акцента!
|
РФ / ИстраСофт
|
Профессор Хиггинс. Немецкий без акцента!
|
РФ / ИстраСофт
|
МУЛЬТИЛЕКС классический
|
РФ / МедиаЛингва
|
Мультилекс 2.0 большой немецкий
|
РФ / МедиаЛингва
|
ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ
|
*Гісторыя Беларусі старажытных часоў.
6 клас
|
РБ / БГУ, 2005
|
*Гісторыя Беларусі. Беларускія землі са старажытнейшых часоў да сярэдзіны XVI cт.
|
РБ / Полоцкий госуниверситет, 2008
|
*Всемирная история. История древнего мира
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 2007
|
*Всемирная история. Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII века
|
РБ / Академия Управления, 2008
|
*Обучающе-тестирующий комплекс «Человек. Общество. Государство»
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 2006
|
*Отечественная и мировая художественная культура. Часть 1
|
РБ / МедиуМ, 2006
|
*Отечественная и мировая художественная культура. Часть 2
|
РБ / МедиуМ, 2007
|
ПК «Гісторыя Беларусі. Тэматычныя тэсты»
|
РБ / Инфотриумф
|
ПМК «Гісторыя Беларусі»
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 2009
|
История России. XX век
|
РФ / КлиоСофт
|
ЭЛЕКТРОННЫЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ
|
Большая энциклопедия КиМ 2009
|
РФ / КиМ
|
Детская энциклопедия КиМ 2009
|
РФ / КиМ
|
От плуга до лазера
|
Лондон / Dorling Kindersley
|
Энциклопедия классической музыки
|
РФ / Коминфо
|
Программы для обеспечения мониторинга и управления образовательным процессом
|
Десятибалльный мониторинг
|
РБ / Инфотриумф, 2004
|
ПК «Знак»
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 2004–2008
|
ПараГраф: Учебное заведение XXI
|
РБ / ИНИС-СОФТ
|
|