Электронный дневник

Размещен на платформе

Знай бай

Кто на сайте

Сейчас 143 гостей онлайн

Статистика посещений

Яндекс.Метрика

Голосование

Кто Вы, посетитель нашего сайта?
 

Голосование

Ваше отношение к введению электронных дневников?
 

Голосование

Чего бы вы хотели видеть больше на нашем сайте?
 

Учитель, психолог и режиссёр Татьяна Васильевна

01.11.2016 14:08

alt

Татьяна Васильевна  Якимова, окончила ГГУ, в гимназии работает с  2005 года

Учитель и ученик растут вместе 

Конфуций 

 - Почему Вы выбрали профессию учителя русского языка и литературы?

На уроках  по крупицам открывала для себя некоторые философские "премудрости" (как  известно, всё гениальное просто), помогающие раскрыть жизненные загадки и наполняющие меня уверенностью, что ими надо обязательно поделиться с как можно большим количеством людей.

 - Вы – выпускница гимназии. Трудным ли было «превращение» из ученицы в коллегу своих  бывших педагогов?

Во-первых, выражаю благодарность моим наставникам за теплоту, сердечность и неожиданную заботу,  которую я ощущала всегда  в стенах гимназии и за её пределами, а также за веру  в мой потенциал, а ещё за их, как оказывается, гордость за меня. Что касается "превращения":  этот процесс был захватывающим, потому что  ощущался  изредка и внезапно (чаще приходилось работать и общаться с детьми). Но обретение новой социальной роли позволило  взглянуть на себя с другой стороны и активизировать некоторые  деловые и  профессиональные качества.

 - У филолога невозможно не спросить о любимом писателе и поэте. Так кто учит и вдохновляет?

С писателями я в таких же отношениях, как и с настоящими друзьями: нельзя  выделить  более или менее близких, более или менее вдохновляющих. Их присутствие в нужное время и в нужном месте - одно из составляющих моего бытия. И скорее учат не авторы, а их герои, вдохновляют не таланты, а эмоции, рождающиеся "как брызги из фонтана, как искры из ракет". Если всё же если называть имена, то это, несомненно,  Цветаева,  Куприн, Бунин, Чехов,  Достоевский, Тургенев,  Лермонтов.

 - Когда-то мы жили в «самой читающей стране мира», а сейчас большая часть молодёжи не любит читать. Что делать, чтобы опять стали «читающей страной»?

Ответ кроется в вопросе. Ведь никуда не делись люди, живущие в "самой читающей стране мира", и не отказались от своих пристрастий и, я бы сказала больше, привили эту привычку последующему поколению. Если же не у всех из них получилось,  то  как раз-то и можно рассчитывать на учителей, неравнодушных, талантливых и творческих. Статистика показывает, что современные дети, подростки и взрослые все-таки читают книги, но несколько в ином формате – в электронном. Другой вопрос: что именно они читают. И опять многое зависит от целей педагога, от того, как он заинтересовывает и мотивирует учащихся. Впечатлить, увлечь  и стимулировать учащихся гимназии помогает  проведение  викторин, конкурсов, конференции, создание видеороликов, буктрейлеров по книгам.

 - Так ли уж безобидны опусы Дарьи Донцовой и тому подобное чтиво?

Современный читатель  от книги ожидает релакс. Чтение книги – это труд. Труд ума и тела. А люди хотят развлечений, то есть хлеба и зрелищ. И в этом трудно их упрекнуть. Как отмечают специалисты, в современной литературе усиливается тенденция к стиранию границ  между литературными жанрами ("женский детектив"?) реалистическими и нереалистическими направлениями, литературной и внелитературной тенденцией, интеллектуальной и массовой литературой.

Сегодня литературный процесс превратился в бизнес, мало чем отличающийся от прочих видов бизнеса. Поэтому можно встретить (всё у той же Донцовой) вживление в ткань художественных произведений оплаченных рекламных сообщений. Я ничего не имею против развлекательной литературы – она тоже нужна. Но весь вопрос, чего должно быть больше: литературы для отдыха или литературы для размышлений?

 - Одна из Ваших учениц получила 100 баллов на ЦТ. Как удалось добиться такого высокого результата?

Не секрет, что успех и достижения наших учащихся - это упорная, кропотливая работа целой команды. А поскольку Марина Огородник всегда отличалась  трудоспособностью, мотивированностью на высокий результат, то и работать с ней было в удовольствие. Высокую планку эта ученица поставила ещё на экзамене - работа была безупречна. А 100 баллов на ЦТ - логическое завершение упорного труда ученика и подтверждение качества работы учителя.

 - Почему, кроме профессии учителя русского языка и литературы, Вы получили ещё и вторую специальность психолога?

Психологические знания необходимы людям различных профессий, но особенно в сфере "человек-человек". Работа с детьми – это, конечно, увлекательное, но  очень сложное занятие: чтобы воспитать ребенка, помочь раскрыться его таланту, нужно приложить много усилий. А без  знаний в области психологии  этого сделать невозможно. Часто  подросткам, которые чувствуют себя непонятыми в своем окружении и семье, страдают от недостатка уверенности в себе, испытывают затруднения в общении со сверстниками, сомневаются в своих способностях, боятся будущего и т.д., требуются консультации. Когда я работала педагогом-психологом, консультировала лишь самых "смелых". У учителя все дети как на ладони и шансы предотвратить или вовремя заметить их «минуты душевной невзгоды»  возрастают. Не могу не отметить, что на городской научно-практической конференции  моя подопечная (впоследствии студентка психологического факультета) заняла второе  место с работой, которую использовала для написания курсовой. 

 - Вы уже несколько раз получали дипломы за  поставленные Вами ученические спектакли. Чтобы добиться успеха в этом деле, надо быть одновременно режиссёром, костюмером, гримёром, литературным редактором, сценографом и суфлёром. Вы же ещё и мама двух сыновей, и классный руководитель. Как на всё хватает времени?

Перечисленные профессии, по моему мнению, являются ежедневными привычными ипостасями современной женщины-мамы, тем более, если она ещё и учитель. Уроки тоже своего рода  мини-спектакли. Вспоминается  Чехов - драматург: "Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай". 

 - Что Вам труднее, как классному руководителю: организовать работу с учениками или с их родителями?

Труднее классному руководителю не иметь помощника-секретаря: ведение бумажной отчётной документации отнимает много времени. Представить свою работу без регулярной доброжелательной помощи родителей невозможно. Если выполнять свои обязанности с душой и сердечной теплотой, то результат не заставит себя долго ждать.

 - Что нужно сделать для того, чтобы повысить престиж профессии учителя?«Вы знаете, мне по-прежнему верится:

Пока крутится наша Земля,
Главным достижением человечества
Будут всегда учителя!
В учителе — мудрость талантливо-дерзкая,
Он солнце несет на крыле… 
Учитель — профессия дальнего действия,
Самая главная на Земле!» (Роберт Рождественский)                                              

Повышение престижа профессии учителя – это задача всего общества. Чем больше мы будем знать о наших замечательных педагогах, об их инновациях, видеть достойные примеры из жизни педагогов, тем глубже закрепится положительный образ учителя в нашем обществе. Мне посчастливилось учиться у таких учителей, а затем сотрудничать с теми, среди которых есть креативные, ответственные люди.

Г.А. Капецкая,   учитель гимназии

 
Главная >> Разговор с педагогом >> Учитель, психолог и режиссёр Татьяна Васильевна
joomla templateinternet security reviews

Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования Светлогорского райисполкома
Государственное учреждение образования "Гимназия г. Светлогорска
Администратор сайта Карпенкова Елена Анатольевна

     

 

Blue joomla template by internet security reviews