Электронный дневник

Размещен на платформе

Знай бай

Кто на сайте

Сейчас 93 гостей онлайн

Статистика посещений

Яндекс.Метрика

Голосование

Кто Вы, посетитель нашего сайта?
 

Голосование

Ваше отношение к введению электронных дневников?
 

Голосование

Чего бы вы хотели видеть больше на нашем сайте?
 

Анализ работы классного руководителя

Анализ, и в том числе самоанализ, и последующая оценка работы клас­сного руководителя являются необходимым звеном его деятельности и имеет несколько аспектов.

Во-первых, классный руководитель должен периодически оценивать результаты своей воспитательной работы с учениками, чтобы видеть, на­сколько поставленные им задачи достигнуты. В науке это называется ре­зультативным анализом, на основе которого делается оценка работы, ори­ентированная на критерий, т. е. на соответствие результатов поставлен­ным целям (задачам). Совпадение результатов и ранее определенных за­дач называют критерием воспитанности, своего рода эталоном, нормой. На­блюдаемое поведение учащихся, их высказывания, поступки, проявления чувств, отношений, их знания, представления о мире, нормах общения, морали, их школьная и общественная дисциплина, сложные нравствен­ные чувства, которые так или иначе можно обнаружить, — все это в на­уке называется показателями воспитанности. Именно их сопоставляют с критериями (нормами) воспитанности и по ним судят о результатах вос­питательной работы.

Анализ результатов воспитания является, по существу, новой диагно­стикой, изучением и фиксированием изменений, новообразований уча­щихся, оценкой их воспитанности. В этом случае проще всего для учите­ля пользоваться методом наблюдения и отмечать изменения в поведении учеников, в их отношении к учебе, классным делам, друг к другу, к жиз­ни страны и школы и многое другое. Анализ данных наблюдения пока­жет, как продвинулись учащиеся в своем развитии. Классный руководи­тель может воспользоваться уже известными ему методами диагностики, чтобы получить более точные и/или специальные данные о воспитанно­сти школьников. Вполне допустимо, что учитель может сказать ученикам о результатах своих наблюдений, конечно, не в прямой форме «были вы такие, а стали такие», а в рамках вечера, праздника по случаю окончания учебного года, в форме лирической беседы и пр.

Во-вторых, существует процессуальный анализ работы классного руко­водителя. Педагог анализирует процесс своей работы, чаще всего это кон­кретные дела, которые он проводит с учениками: праздники, беседы, походы, экскурсионные поездки. Для этого учителю следует самому или с коллегами получить ответы на примерно такие вопросы.

1. Какие воспитательные и функциональные задачи я решал в этом деле? Чему хотел научить детей, что они должны были узнать, делать?

2. Достиг ли я этих целей? Если да, то благодаря чему? Что у меня полу­чилось особенно удачно?

3. Если не достиг целей, то почему? Плохое содержание, материал, тема дела? Неправильная методика организации? Неверные отношения с учениками?

4. Что нужно исправить, чтобы избежать ошибок: изменить цели, содер­жание, методы, психологические отношения с учениками? Индивидуальный или коллективный анализ дела поможет педагогу осознать достоинства и недостатки в своей работе.

Кроме анализа, направленного на учащихся и на процесс, педагог все время должен производить анализ, направленный на самого себя, — са­моанализ. Надо помнить, что непреложный закон воспитания «человек развивается в деятельности и общении» относится и к личности учителя. Иначе говоря, он растет вместе с учениками, набирается опыта, из­меняется, правда, не всегда в лучшую сторону. Ученые отмечают, что с педагогом может происходить некоторая профессиональная деформация личности. Это выражается в том, что он со временем приобретает учи­тельский синдром, характеризующийся набором «вредных» качеств: по­учающая манера держать себя и говорить; прямолинейность мышления, черно-белое видение мира, возникающие из-за привычки доступно объ­яснять сложные вещи; затруднения в эмоциональном выражении, в лич­ностном отношении к окружающему, появляющиеся в силу необходи­мости постоянно держать себя в руках; склонность к властному стилю управления, подавлению сопротивления иного мнения, так как учитель по определению должен формировать нормы поведения. Если учитель не замечает в себе таких изменений, это становится опасно для него, его семьи и для учеников. Поэтому надо сделать привычным постоян­ный самоанализ ( не превращая его, разумеется, в болезнь), периодическую проверку себя как учителя и как человека,самовоспитание, кото­рое стимулирует личностное развитие, рост учителя, помогает форми­роваться его положительной Я-концепции. Такой учитель достаточно хо­рошо знает и адекватно оценивает себя, стремится совершенствоваться, быть лучше.   

На тему профессионального и личностного роста, самовоспитания учителя имеется богатая литература. В «идеальном учителе» школьники (по исследованию Т.Н.Мальковской) ценят прежде всего старшего това­рища, друга: его способность понимать, эмоционально откликаться, сер­дечность, внимание к человеку. А на втором месте стоит уровень знаний, профессиональная компетентность, качество обучения. Только на треть­ем месте — умение справедливо распоряжаться властью (Кон И.С. Пси­хология ранней юности. М., 1989. С. 122).

Чтобы избежать появления учительского синдрома, необходимо, в ча­стности, неуклонно придерживаться личностного подхода, гуманистиче­ской педагогики, демократического стиля общения. Нужно учиться ис­кусству душевного контакта с учащимися, проявлять открытость, чуткость, искренность, видеть себя со стороны и видеть другого, не бояться быть индивидуальностью. Практику самосовершенствования надо начинать прямо сейчас.

Вообще же главное для успеха в воспитании детей, вероятно, сле­дующее.

1. Быть, насколько возможно, человеком интересным, многознающим и многоумеющим, увлеченным своим делом, творческим.

2. Любить детей не отвлеченно, а в деятельности, заниматься с ними, делать так, чтобы они росли и развивались физически и нравственно здоровыми.

3. Знать некоторые педагогические и психологические тонкости, мето­дики или технологии воспитания, которые изложены в этом пособии, других книгах, всегда стремиться узнавать новое, работать над собой. Желаем успехов.

  joomla templateinternet security reviews

Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования Светлогорского райисполкома
Государственное учреждение образования "Гимназия г. Светлогорска
Администратор сайта Карпенкова Елена Анатольевна

 

Blue joomla template by internet security reviews