A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Анализ, и в том числе самоанализ, и последующая оценка работы клас­сного руководителя являются необходимым звеном его деятельности и имеет несколько аспектов.

Во-первых, классный руководитель должен периодически оценивать результаты своей воспитательной работы с учениками, чтобы видеть, на­сколько поставленные им задачи достигнуты. В науке это называется ре­зультативным анализом, на основе которого делается оценка работы, ори­ентированная на критерий, т. е. на соответствие результатов поставлен­ным целям (задачам). Совпадение результатов и ранее определенных за­дач называют критерием воспитанности, своего рода эталоном, нормой. На­блюдаемое поведение учащихся, их высказывания, поступки, проявления чувств, отношений, их знания, представления о мире, нормах общения, морали, их школьная и общественная дисциплина, сложные нравствен­ные чувства, которые так или иначе можно обнаружить, — все это в на­уке называется показателями воспитанности. Именно их сопоставляют с критериями (нормами) воспитанности и по ним судят о результатах вос­питательной работы.

Анализ результатов воспитания является, по существу, новой диагно­стикой, изучением и фиксированием изменений, новообразований уча­щихся, оценкой их воспитанности. В этом случае проще всего для учите­ля пользоваться методом наблюдения и отмечать изменения в поведении учеников, в их отношении к учебе, классным делам, друг к другу, к жиз­ни страны и школы и многое другое. Анализ данных наблюдения пока­жет, как продвинулись учащиеся в своем развитии. Классный руководи­тель может воспользоваться уже известными ему методами диагностики, чтобы получить более точные и/или специальные данные о воспитанно­сти школьников. Вполне допустимо, что учитель может сказать ученикам о результатах своих наблюдений, конечно, не в прямой форме «были вы такие, а стали такие», а в рамках вечера, праздника по случаю окончания учебного года, в форме лирической беседы и пр.

Во-вторых, существует процессуальный анализ работы классного руко­водителя. Педагог анализирует процесс своей работы, чаще всего это кон­кретные дела, которые он проводит с учениками: праздники, беседы, походы, экскурсионные поездки. Для этого учителю следует самому или с коллегами получить ответы на примерно такие вопросы.

1. Какие воспитательные и функциональные задачи я решал в этом деле? Чему хотел научить детей, что они должны были узнать, делать?

2. Достиг ли я этих целей? Если да, то благодаря чему? Что у меня полу­чилось особенно удачно?

3. Если не достиг целей, то почему? Плохое содержание, материал, тема дела? Неправильная методика организации? Неверные отношения с учениками?

4. Что нужно исправить, чтобы избежать ошибок: изменить цели, содер­жание, методы, психологические отношения с учениками? Индивидуальный или коллективный анализ дела поможет педагогу осознать достоинства и недостатки в своей работе.

Кроме анализа, направленного на учащихся и на процесс, педагог все время должен производить анализ, направленный на самого себя, — са­моанализ. Надо помнить, что непреложный закон воспитания «человек развивается в деятельности и общении» относится и к личности учителя. Иначе говоря, он растет вместе с учениками, набирается опыта, из­меняется, правда, не всегда в лучшую сторону. Ученые отмечают, что с педагогом может происходить некоторая профессиональная деформация личности. Это выражается в том, что он со временем приобретает учи­тельский синдром, характеризующийся набором «вредных» качеств: по­учающая манера держать себя и говорить; прямолинейность мышления, черно-белое видение мира, возникающие из-за привычки доступно объ­яснять сложные вещи; затруднения в эмоциональном выражении, в лич­ностном отношении к окружающему, появляющиеся в силу необходи­мости постоянно держать себя в руках; склонность к властному стилю управления, подавлению сопротивления иного мнения, так как учитель по определению должен формировать нормы поведения. Если учитель не замечает в себе таких изменений, это становится опасно для него, его семьи и для учеников. Поэтому надо сделать привычным постоян­ный самоанализ ( не превращая его, разумеется, в болезнь), периодическую проверку себя как учителя и как человека,самовоспитание, кото­рое стимулирует личностное развитие, рост учителя, помогает форми­роваться его положительной Я-концепции. Такой учитель достаточно хо­рошо знает и адекватно оценивает себя, стремится совершенствоваться, быть лучше.   

На тему профессионального и личностного роста, самовоспитания учителя имеется богатая литература. В «идеальном учителе» школьники (по исследованию Т.Н.Мальковской) ценят прежде всего старшего това­рища, друга: его способность понимать, эмоционально откликаться, сер­дечность, внимание к человеку. А на втором месте стоит уровень знаний, профессиональная компетентность, качество обучения. Только на треть­ем месте — умение справедливо распоряжаться властью (Кон И.С. Пси­хология ранней юности. М., 1989. С. 122).

Чтобы избежать появления учительского синдрома, необходимо, в ча­стности, неуклонно придерживаться личностного подхода, гуманистиче­ской педагогики, демократического стиля общения. Нужно учиться ис­кусству душевного контакта с учащимися, проявлять открытость, чуткость, искренность, видеть себя со стороны и видеть другого, не бояться быть индивидуальностью. Практику самосовершенствования надо начинать прямо сейчас.

Вообще же главное для успеха в воспитании детей, вероятно, сле­дующее.

1. Быть, насколько возможно, человеком интересным, многознающим и многоумеющим, увлеченным своим делом, творческим.

2. Любить детей не отвлеченно, а в деятельности, заниматься с ними, делать так, чтобы они росли и развивались физически и нравственно здоровыми.

3. Знать некоторые педагогические и психологические тонкости, мето­дики или технологии воспитания, которые изложены в этом пособии, других книгах, всегда стремиться узнавать новое, работать над собой. Желаем успехов.