Электронный дневник

Размещен на платформе

Знай бай

Кто на сайте

Сейчас 124 гостей онлайн

Статистика посещений

Яндекс.Метрика

Голосование

Кто Вы, посетитель нашего сайта?
 

Голосование

Ваше отношение к введению электронных дневников?
 

Голосование

Чего бы вы хотели видеть больше на нашем сайте?
 

Наталья Никитенко: «Учителем мечтала стать сдетства»

29.08.2019 10:07

Н.Н. Никитенко с отличием кончила БГПУ им. М. Танка. Начинала педагогическую карьеру  в Боровиковской средней школе,  с 2011 года преподаёт географию в гимназии, учитель  первой квалификационной категории. Хобби: рисование, вязание крючком или просто находиться на природе.

- Наталья Николаевна, что повлияло на Ваш выбор профессии учителя?

Учителем мечтала стать с детства. Представляла, как стою у доски, веду урок. Мел всегда казался каким-то волшебным, поэтому шкаф в квартире всегда был исписан чудесными закорючками. В более осознанном возрасте, когда училась в школе, углубленно занималась изучением белорусского языка, но и любовь к географии пронесла через все школьные годы. Меня просто завораживала работа с картой, могла часами изучать атлас. И какова же была моя радость, когда в 11 классе, определяясь с выбором профессии, я обнаружила, что в БГПУ им. Максима Танка на факультете естествознания есть специальность учитель географии, белорусского языка и литературы. Другие варианты даже не рассматривала. В 2001 году мечта сбылась – я студентка. 5 лет в ВУЗе пролетели на одном дыхании: семестры, сессии, полевые практики, госэкзамены – и вот в руках заветный диплом с отличием.

- За что Вы любите свой предмет?

Считаю, что не любить географию – это не любить планету, на которой мы живем. Ведь это наш общий дом, а география – это целая система знаний о нем.

- Как Вы работаете по  предупреждению перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания?

Всегда, когда слышу об этой проблеме, думаю: «а какие новые предметы появились у современных школьников? Или может открыто множество каких-то новых законов в различных науках и этим перегружены школьные программы?» На мой взгляд, нынешние ученики перегружены, прежде всего, «общением» с гаджетами. Ученые подсчитали, что современные подростки от 3 до 5 часов в сутки проводят, глядя в смартфон. Теперь представьте, сколько домашних заданий  можно было бы выполнить за это время. Неумение родителей, а как следствие и детей, рационально организовать свой день, придерживаться банального режима и создает ту перегрузку, о которой все говорят. Что же касается меня, то задавая домашнее задание,  придерживаюсь нормативных документов и методических рекомендаций, предоставляемых Министерством образования.

- Какой факультативный курс по географии Вы считаете  лучшим?

Считаю, что все предложенные факультативные курсы являются прекрасным дополнением к изучаемому на уроках материалу. Они дают возможность прочувствовать глубину предмета, значительно расширить кругозор учащихся. К каждому из разработанных факультативных курсов прилагаются не только программы, но и календарно-тематическое планирование, а также методические разработки и материалы к каждому занятию. Поэтому выбор за учителем. Что же касается моих личных симпатий, то наиболее интересным считаю факультативный курс «По странам и континентам».

- М.В. Ломоносов писал: «Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие о всенародных прибытках, удобно рассуждать может». А в чём вы видите  эту «пользу от географии»?

Сейчас бы с лова Ломоносова назвали компетентностным подходом. Для того чтобы осознать, какую пользу может принести изучение географии, необходимо четко понимать суть этого предмета. К сожалению, многие ученики и родители считают, что основной задачей географии является изучение расположение объектов в пространстве. Тогда действительно стоит вопрос «зачем учить, ведь у всех есть GPS навигаторы?» Хотя с другой стороны, никто же не спрашивает, зачем учить таблицу умножения, ведь калькуляторы появились еще раньше. Я считаю, что современная география – это целый комплекс сведенных воедино знаний из области физики, астрономии, математики, истории, биологии и других наук о динамичной системе под названием географическая оболочка. Изучение этого предмета в школе позволяет сформировать целостную, гармонично развитую личность. Ученика, способного глубоко мыслить, анализировать и делать выводы, а не потребителя готовой информации. Считаю, что невозможно стать хорошим экономистом, маркетологом, специалистом в области туризма, не имея прочных и глубоких знаний по географии. Сегодняшние реалии таковы, что значение и важность нашего предмета недооценены. Очень надеюсь, что в будущем мы вернемся к трём часам географии в неделю в школе и сдачи экзамена при поступлении на некоторые специальности, к примеру, экономические.

- Никто не отрицает значение предметных олимпиад. Но правильно ли считать результаты, полученные на данных олимпиадах, основным показателем качества работы учителя?

Безусловно, победы на олимпиадах – это важный показатель работы, ведь за этими результатами стоит кропотливый и усердный труд и педагога, и ученика. Но я не могу сказать, что этот показатель самый важный. Каждый учитель-предметник сталкивался с ситуацией, когда работаешь с учеником, вкладываешь в него свой труд, делишься знаниями, а какого-то яркого результата не получаешь. А бывает и так, что с первого занятия, как говориться «учитель и ученик нашли друг друга», и тогда можно достичь победы более высокого уровня. В процессе обучения все не так однозначно. Надо помнить и о том, что победы на олимпиадах – это результат работы с несколькими детьми. Думаю, что не менее важным показателем работы является и то, что целый класс ребят с удовольствием и желанием приходит к тебе на урок. Ведь заинтересовать и увлечь одного гораздо легче, чем целый коллектив.

- Старый анекдот: «Вор говорит учителю: «Отдавай часы!» Учитель в ответ: «Часы не отдам – бери классное руководство!» Вы согласны с мнением, что, хотя бы в гимназиях, должны быть преподаватели-предметники и «классные дамы»?

Наверное, это вопрос для отдельной статьи. С одной стороны классное руководство отнимает уйму времени. Конечно, при условии, что все обязанности выполняются добросовестно. И действительно я сталкивалась с тем, что в некоторых школах, особенно с большой наполняемостью, есть такая должность «классная дама». Я думаю, это не лишено смысла, т.к этот человек может больше времени уделить воспитательному процессу, даже работая на параллель или два  класса. А классный руководитель может при этом заниматься ведением документации, контролем образовательного процесса. Но с другой стороны, получая классное руководство, ты становишься «многодетной мамой». Отношения с этими детьми выходят на иной ментальный уровень. На сегодняшний день я являюсь классным руководителем 11 Б класса. И, несмотря на весь объем работы и все трудности, каждый в отдельности и все вместе эти ребята уже часть моей жизни. Поэтому «вору», пожалуй, отдала бы часы.

- Если бы Вам предложили сейчас другую, материально более выгодную работу, Вы бы согласились перейти?

Может в первые несколько лет работы и согласилась бы. Будучи молодым специалистом, испытывала много трудностей, и не раз хотелось все бросить. Когда старшие коллеги говорили, что «кайф от работы начнешь получать с опытом», то в это не верилось. И действительно, на сегодняшний день, я так подумала, что и делать-то ничего больше не умею. Да и не хочу я другим делом заниматься. А вот зарплату побольше хотелось бы. У географа душа путешественника, а для путешествий нужны средства.

- Каким Вы видите будущее современной школы?

Не смотря на то, что ответе на предыдущий вопрос я критиковала чрезмерное увлечение гаджетами, считаю, что будущее, и даже уже настоящее, за информационными компьютерными технологиями. А одной из основных задач современной школы считаю научить ребят использовать эти технологии во благо, а не во вред. При наличии в свободном доступе такого количества информации учащиеся становятся бездумными потребителями контента, перестают мыслить. Ведь на любой проблемный вопрос, предложенную идею или ситуацию в сети уже имеется готовый ответ или мнение. И кого мы получим в результате на выходе из школы? Однако, никто не станет отрицать, что увидеть в режиме реального времени извержение вулкана, проследить за пять  минут геологическую историю Земли, изучить определенную территория по спутниковым снимкам, находясь в кабинете, все это является несомненным плюсом при изучении нашего предмета. И все это, а также многое другое, стало нам доступно лишь с внедрением в образовательный процесс ИКТ. Кабинет географии в гимназии оснащен по последнему слову техники. У нас в кабинете имеется компьютер с выходом в интернет, телевизор, интерактивная доска. Уюта также добавляют новая мебель и современные стенды. Пользуясь случаем, я хотела бы поблагодарить Кулаковского П.М. Под его руководством кабинет был укомплектован всем этим оборудованием. А также хотелось бы выразить слова благодарности заместителю директора по хозяйственной части Коржу Анатолию Михайловичу, который оказывал всяческое содействие в решении вопросов ремонта и оснащения кабинета. Могу смело заявить, что из всех кабинетов географии в районе наш является самым лучшим и одним из лучших в области.

- Какие интернет-ресурсы Вы рекомендуете использовать учащимся для более полного усвоения курса географии?

Интернет-ресурсов сейчас такое множество, что сложно выделить какие-то отдельные. Все зависит от изучения определенной темы или поставленной задачи. Если нужны электронные версии учебников, обращаемся к сайту adu.by. Часто пользуемся электронной библиотекой БГУ - bspu.by. Ученикам, как правило, рекомендую просматривать информацию на нескольких сайтах, т.к данные могут кардинально отличаться, а это учит их сравнивать и анализировать, искать.

Галина Капецкая

Опубликовано на сайте газеты «Светлагорскія навіны» 27.08.2019 г.

 
Главная >> Разговор с педагогом >> Наталья Никитенко: «Учителем мечтала стать сдетства»
joomla templateinternet security reviews

Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования Светлогорского райисполкома
Государственное учреждение образования "Гимназия г. Светлогорска
Администратор сайта Карпенкова Елена Анатольевна

     

 

Blue joomla template by internet security reviews