Виды чтения.

1.     Чтение просмотр.

2.     Выборочное чтение.

3.     Сканирование–быстрый просмотр текста с целью найти нужную дату, фамилию, название, т.д.

4.     Быстрое чтение (от 500 и более слов в минуту). Специальная подготовка.

5.     Углубленное чтение, аналитическое, комментированное.

Рациональное чтение

Рационализировать чтение означает ликвидацию потерянного времени на бессистемное чтение и пустую трату средств. Можно путём целенаправленного, селективного (отобранного) чтения сэкономить массу времени.

img1

Рациональное чтение предполагает прежде всего определение того надо ли этот материал читать вообще, если да, то в каком объёме.

1.     При просмотре и чтении надо думать о том, какую информацию мы хотим из него получить;

2.     Надо просмотреть название глав и разделов, пробежать глазами краткое содержание, а также предисловие и введение.

3.     Выяснить, что бы мы хотели прочитать более интенсивно.

4.     Не задерживаться на примечаниях, частях текста, напечатанных мелким шрифтом

5.     Следовать смысловому содержанию и идее текста, а не словам.

6.     Отыскивать всевозможные выделения и таблицы.

Читать можно быстрее, если избавляться от вредных привычек и отвлекающих факторов, и совершенствуя методику чтения.

Необходимо привыкнуть к тому, что важные тексты нужно не только читать, но и обрабатывать после чтения. Желательно разработать свою систему маркировок и делать пометки, указывающие на важность или качество того или иного абзацаожно выписывать важные идеи и мысли, но лишь самое важное и в кратчайшей форме.Метод SQ 3R является методом 5-ти ступеней, которые предусматривают:

1.     Обзор. Надо узнать какую информацию несёт книга в целом.

2.     Постановка вопросов. Это критическое чтение.

3.     Чтение. Целевое и концентрированное восприятие.

4.     Обобщение. Необходимо удостовериться, что материал усвоен.

5.     Повторение. Завершающее повторение служит сведению в единое целое отдельных результатов, полученных в ходе проработки текста.

Приемы работы с текстами:

Чтение и анализ: выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи; комментированное чтение; коллективный разбор текста; обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений; выявление различных подходов к общественно-историческому развитию; анализ аргументации авторов; нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников; формулирование обобщенных выводов; самостоятельная постановка вопросов к тексту; выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений; составление текстовых, сравнительно - обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно – логического, тематического), тезисов, конспекта, подготовка небольших сообщений, рефератов и т.д.

Способы работы с печатными материалами.

Для учителя: 1) включение сведений из печатных СМИ в изложение нового материала;

2)пересказ или зачитывание отдельных публикаций; 3) анализ газетной информации и ее комментирование; 4) использование материалов периодической печати для подготовки познавательных, проблемных заданий; 5) разработка памяток для комментирования событий внутренней и международной жизни.

Для учащихся: 1)чтение и комментирование газетных материалов по указанию учителя; 2) коллективный анализ и подготовка ответов на вопросы учителя; 3) выполнение самостоятельных заданий по подбору газетных материалов к определенной теме и определение места их включения в урок; 4) подготовка небольших сообщений на основе собранных материалов, планов, таблиц, схем, диаграмм.