Виды
чтения.
1. Чтение просмотр.
2. Выборочное чтение.
3. Сканирование–быстрый просмотр текста с целью
найти нужную дату, фамилию, название, т.д.
4. Быстрое чтение (от 500 и
более слов в минуту). Специальная подготовка.
5. Углубленное чтение,
аналитическое, комментированное.
Рациональное
чтение
Рационализировать чтение означает ликвидацию
потерянного времени на бессистемное чтение и пустую трату средств. Можно путём
целенаправленного, селективного (отобранного) чтения сэкономить массу времени.
Рациональное чтение предполагает прежде всего
определение того надо ли этот материал читать вообще, если да, то в каком
объёме.
1. При просмотре и чтении
надо думать о том, какую информацию мы хотим из него получить;
2. Надо просмотреть
название глав и разделов, пробежать глазами краткое содержание, а также
предисловие и введение.
3. Выяснить, что бы мы
хотели прочитать более интенсивно.
4. Не задерживаться на
примечаниях, частях текста, напечатанных мелким шрифтом
5. Следовать смысловому
содержанию и идее текста, а не словам.
6. Отыскивать всевозможные
выделения и таблицы.
Читать можно быстрее, если избавляться от
вредных привычек и отвлекающих факторов, и совершенствуя методику чтения.
Необходимо привыкнуть к тому, что важные
тексты нужно не только читать, но и обрабатывать после чтения. Желательно
разработать свою систему маркировок и делать пометки, указывающие на важность
или качество того или иного абзаца.Можно
выписывать важные идеи и мысли, но лишь самое важное и в кратчайшей форме.Метод SQ 3R является методом 5-ти ступеней, которые
предусматривают:
1. Обзор. Надо узнать какую
информацию несёт книга в целом.
2. Постановка вопросов. Это
критическое чтение.
3. Чтение. Целевое и
концентрированное восприятие.
4. Обобщение. Необходимо
удостовериться, что материал усвоен.
5. Повторение. Завершающее
повторение служит сведению в единое целое отдельных результатов, полученных в
ходе проработки текста.
Приемы
работы с текстами:
Чтение и анализ: выписки
определений понятий, основных положений, выделение главной идеи; комментированное
чтение; коллективный разбор текста; обобщение фактического и теоретического
материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений; выявление
различных подходов к общественно-историческому развитию; анализ аргументации
авторов; нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления
нескольких источников; формулирование обобщенных выводов; самостоятельная
постановка вопросов к тексту; выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи
суждений; составление текстовых, сравнительно - обобщающих и конкретизирующих
таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно –
логического, тематического), тезисов, конспекта, подготовка небольших
сообщений, рефератов и т.д.
Способы
работы с печатными материалами.
Для учителя: 1) включение сведений из
печатных СМИ в изложение нового материала;
2)пересказ или зачитывание отдельных
публикаций; 3) анализ газетной информации и ее
комментирование; 4) использование материалов периодической печати для
подготовки познавательных, проблемных заданий; 5) разработка памяток для
комментирования событий внутренней и международной жизни.
Для учащихся: 1)чтение и комментирование
газетных материалов по указанию учителя; 2) коллективный анализ и подготовка
ответов на вопросы учителя; 3) выполнение самостоятельных заданий по подбору
газетных материалов к определенной теме и определение места их включения в
урок; 4) подготовка небольших сообщений на основе собранных материалов, планов,
таблиц, схем, диаграмм.