Памятка:
как работать с книгой
1. Понять, как построена
книга, её структуру.
2. Отобрать самое важное,
основное из содержанная книги.
3. Работу с книгой
желательно строить в три этапа:
o
первоначальное
прочтение всего текста с цель ознакомления с ним;
o
второе
прочтение текста, включающее конспектирование и детальное изучение материала;
o
третье,
заключительное прочтение для закрепления полученной информации.
4. Формы и методы конспектирования
зависят от личных особенностей мышления и запоминания. Рекомендуемая
последовательность работы: составление плана, изложение тезисов, выписки из
текста и само конспектирование.
Структура плана
рекомендуется как перечисление основных событий, вопросов по принципу деления
целого на части. Предлагается следующий процесс составления плана: чтение,
деление на части с присвоением каждой из них краткого наименования.
План может быть
простым и сложным. Простой план отражает выделение и наименование главных
частей. В сложном плане главные части соответственно разделятся на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в
том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже
проследить за ходом мысли и замыслом автора.
Сложный план
поможет выработать умение сжато производить записи,
последовательно излагать свои мысли, быстро восстанавливать в памяти
прочитанное, мобилизовать внимание.
Тезисы
предполагают в процессе прочтения продумывание основных идей, изложение их в
виде последовательных пунктов. При составлении тезисов следует сконцентрировать
свое внимание на выводах автора.
Целесообразно
рассмотреть два вида составления тезисов:
1. извлечение авторских
тезисов из текста;
2. формулирование основных
положений своими словами и понятиями.
Иногда рядом с
тезисами следует записывать и часть фактологического
материала.
Выписки
представляют собой факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (в том числе и в личной
интерпретации) и т. д. В отличие от планов и тезисов выписки можно делать
одновременно с чтением текста.
Конспект
представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные
цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т. д. Конспект может постоянно
дополняться в процессе изучения предмета. В начале конспекта следует указать
автора изучаемого текста, наименование его работы, год издания и издателя.
Конспект может
быть тематическим, т е составленный по нескольким произведениям, работам,
текстам и т. п. Целью такого тематического конспекта является более глубокое,
всестороннее изучение определенной проблемы с учетом возможной вариативности
мнений различных авторов. Для составления тематического конспекта следует:
В итоге работа над
составлением тематического конспекта с успехом может вылиться в составление
реферата. Тематический конспект требует постоянной систематической доработки,
дополнений и творческого осмысления в процессе изучения предмета.